Как рассчитать вентиляцию в гараже
Как рассчитать вентиляцию в гараже
Как сделать оптимальную систему вентиляции в гараже: схема, расчет, монтаж
Чтобы уберечь кузов от коррозии, необходимо обеспечить хорошую систему проветривания в помещении, где хранится автомобиль. Как сделать вентиляцию в гараже, пойдет речь данной статье. Но для начала разберемся, к чему приводит отсутствие циркуляции воздуха «автодомике».
Зачем нужна вентиляция?
- Поддержание нормальной влажности. Зимой вместе с автомобилем в гараж подает лед и снег. В теплом помещении они оттаивают, выделяя водяные пары. Влажность повышается, что негативно сказывается на состоянии автомобиля.
- Просушка кузова машины после езды под дождем или снегом. Высушить автомобиль можно только методом вентиляции.
- Удаление конденсата с потолка/стен, просушка смотровой ямы. Влага разрушает любые стройматериалы, поэтому гараж без проветривания долго не прослужит.
- Проветривание паров, вредных для человека. Бензин, выхлопные газы, испарения от автохимии — вот далеко не полный список ядовитых веществ, которыми дышит автовладелец, находясь в гараже.
Какой бывает система обмена воздуха
- Естественная — основывается на природной циркуляции воздушных масс из-за температурного градиента между улицей и помещением. Естественную вентиляцию можно легко обустроить своими руками.
- Механическая — воздухообмен обеспечивается искусственно, посредством специальных устройств для оттока/притока воздуха. Система может быть одно- либо двухканальной.
- Комбинированная — свежий воздух поступает в помещение естественным путем, а удаляется механически, с помощью вентилятора.
Какой метод проветривания выбрать, зависит от конструкции гаража и ваших финансовых возможностей.
Разработка схемы
Принципиальная схема воздухообмена создается на этапе проектирования помещения. Она должна предусматривать количество и расположение вентиляционных отверстий. Если имеются подсобные помещения, нужно позаботиться, чтобы и в них была достаточная циркуляция воздуха.
При разработке схемы необходимо принимать во внимание высоту и площадь гаража, количество хранящихся в нем автомобилей. Планируется размещение подземных и наземных трубопроводов, оценивается эффективность циркуляции воздуха.
Расчет вентиляционных отверстий
Перед тем, как сделать вентиляцию в гараже, необходимо рассчитать диаметр отверстий. Это можно выполнить двумя способами:
- По формуле 15 мм диаметра трубы = 1 м2 площади. Так, для гаража общей площадью 10 м2 понадобятся 150-миллиметровые трубы.
- Сумма площадей всех отверстий равняется 0,3% площади. Обычно данную формулу применяют при обустройстве одноканального механического проветривания.
Согласно отечественным СНиП, в здание с 1-й легковушкой должно поступать 180 м3 свежего воздуха в час. В зарубежных странах данное число больше в 2 раза.
Расчет естественной вентиляции
Чтобы обеспечить природный воздухообмен, должно быть 2 вентиляционных отверстия: вытяжное и приточное. Не нужно обладать специальными познаниями, чтобы обустроить такую схему притока воздуха своими руками. Главное — придерживаться простых правил:
- Приточное отверстие делают с наветренной стороны на высоте около 10 см от пола, вытяжное — на 10 см ниже потолка. Размещать их следует в диаметрально противоположных углах.
- Воздуховод поднимается на 30 см от земли, выходя на крышу. «Грибок» должен подниматься над крышей приблизительно на 50 см. От насекомых и других вредителей воздуховод защищают сеткой.
Недостатки схемы естественного проветривания:
- зависимость скорости воздухообмена от температурного градиента, чем обусловлена неэффективность в летнее время;
- зависимость от правильности размещения приточных и вытяжных отверстий, перепада высот между ними (желательно больше 3-х м);
- обмерзание воздуховодов в зимний период из-за большой разницы температур, чрезмерное охлаждение гаража. Чтобы избежать этого, следует установить задвижки на трубы.
Неоспоримыми преимуществами такой системы воздухообмена является ее дешевизна, простота обустройства.
Обустройство комбинированной вентиляции
Сделать систему, нормально функционирующую весь год, возможно только с использованием искусственных способов воздухообмена, спасающих ситуацию при неблагоприятных погодных условиях. Подобные схемы называются комбинированными и функционируют по принципу:
- Приток воздуха обеспечивается природным путем: остается описанная выше схема естественной вентиляции.
- Отток воздушных масс выполняется через воздуховод, оснащенный электровентилятором.
Преимуществами комбинированной схемы являются ее относительная независимость от погоды и простота монтажа, недостатками — быстрое охлаждение помещения зимой, необходимость периодически контролировать работающий вентилятор.
Как сделать механическую вентиляцию
Воздушный вихрь создается искусственно, посредством вытяжного и приточного устройства. Механическая схема считается практически идеальной, тем более что она может частично либо полностью заменить отопительную систему. Подобная система управляется специальным ПО, имеющим несколько режимов.
К преимуществам механической схемы в гараже также относится фильтрация воздуха от пыли, независимость от климата. Выполняя расчеты, учитывайте конструкцию и площадь гаража, наличие дополнительных помещений, длину воздуховодов, количество хранимых машин.
По конструкции механическая вентиляция может быть моноблочной (вытяжка и приток обеспечиваются одним блоком) и модульной (указанные функции выполняют 2 разных блока).
Как правильно сделать вентиляцию в гараже
Многие автовладельцы пользуются гаражом для того, чтобы защитить свой автомобиль от угона и неблагоприятных погодных условий. Однако, при отсутствии хорошей вентиляции создаются крайне неблагоприятные условия для машины в виде повышенной влажности, вызывающей коррозию металла. Не стоит забывать и о том, что для человека кроется опасность отравления парами бензина или другими производными работы двигателя. В этой статье будет рассмотрено как сделать вентиляцию в гараже своими руками.
Классы воздухообмена в гараже
Необходимо заметить, что проветривание гаражного бокса с подвалом и без него практически не отличаются друг от друга.
Вентиляция в гараже своими руками может быть изготовлена по следующим схемам:
- естественная. Является самой простой из всех. Воздухообмен в помещении осуществляется за счет различия температур в помещении и снаружи;
- механическая (принудительная). Система является дорогостоящей, однако наиболее эффективной. Воздухообмен происходит за счет оборудования, производящего поступление и удаление воздуха;
- комбинированная. Работает аналогично естественной, отличаясь добавлением в схему вентилятора для удаления воздуха из помещения.
СНиП и вентиляция
Для нежилых помещений нормы вентиляции также строго регламентируют циркуляцию воздуха.
Строительные нормы и правила предусматривают обеспечение воздухом гаражного помещения в количестве 180 литров в час.
Циркуляция воздушных масс должна быть организована постоянно. Отметим, что в западных странах эта цифра превышает и должна быть выше в два раза.
Если говорить о материалах, из которых построено помещение, вентиляция в металлическом гараже ничем не будет отличаться от вентиляции в кирпичном или бетонном гараже.
Оборудование и материалы
Для установки вентиляции понадобятся следующие инструменты: болгарка и перфоратор.
После расчета приобретаются трубы из металла или пластика, а также герметик и вентиляторы. Если есть желание обезопасить вентиляционные вход и выход, необходимо приобрести решетки и крышки.
Установка естественного воздухообмена
Такая вентиляция ввиду простоты установки и дешевизны подходит многим. Ее принято использовать также для погребов.
Установка вентиляции в гараже обязательно начинается с расчета.
Согласно СНиП, на каждые 10 квадратных метров площади должно приходиться 15 сантиметров диаметра воздуховода.
Например, размер гаражного помещения равен 5 на 4 метра. Площадь гаража будет равна двадцати квадратным метрам. Рассчитываем согласно формуле: 20*1,5=30 сантиметров.
В результате получаем диаметр каналов в 30 сантиметров. Если планируется установить две вытяжки и два приточных канала, следует уменьшить эту величину вдвое.
На рисунке показана вентиляция в гараже своими руками, схема показывает расположение вентиляционных проемов.
Следующий этап – подготовка проема для поступления воздуха. Делают его при помощи перфоратора на высоте около десяти сантиметров от пола. Правильная вентиляция гаража будет происходить при установке вытяжки в противоположной приточной стене, причем желательно, чтобы отверстие было сделано по диагонали.
При помощи перфоратора проделываем то же самое, только под потолком. Это необходимо, потому что труба вентиляции будет выведена над крышей помещения на высоту примерно пятьдесят сантиметров.
Далее – обработка пустот между стеной и трубой герметиком. Для более качественного скрепления нужно выбирать герметик, позволяющий соединять разные материалы.
В самом конце установки необходимо позаботиться об оборудовании защитных приспособлений. Для предотвращения попадания грызунов и насекомых в свой гараж устанавливаются защитные решетки. От осадков поможет небольшая крышка или купол.
Таким образом, монтаж вентиляции обойдется примерно в 300 рублей. Стоит учесть, что естественный воздухообмен наиболее эффективен при температуре снаружи менее 10-12 градусов Цельсия.
Соответственно, в летнее время обмен воздуха будет малоэффективен. К тому же часто зимой происходит замерзание труб, что приводит к переохлаждению помещения.
Установка комбинированной схемы
Такая схема практически не отличается от предыдущей. Точно так же будет делаться отверстие с одной стороны гаража на высоте десяти сантиметров от пола. Отличие состоит лишь в том, что нет необходимости делать вытяжное отверстие в противоположной стене. Установка вентилятора позволяет делать его в любом месте.
Таким образом, комбинированный способ обмена воздухом является более подходящим, так как будет работать эффективно в любое время года.
Что касается вентиляторов, потребление электроэнергии у многих из них минимальное, поэтому при покупке стоит выбирать тот, который будет издавать наименьшее количество шума.
Механический воздухообмен
Принудительная вентиляция в гараже осуществляется за счет установки в отверстия для притока и вытяжки воздуха вентиляторов. Однако существуют и другие устройства, способные справляться с этой задачей.
Приведем лишь некоторые из них:
- Нагревательная лампочка. Ее установка производится в саму трубу. Благодаря ей происходит нагревание воздуха, а вследствие этого усиливается напор;
- Флюгер-диффузор. Крепится на трубу, выполняющую приточную функцию. Работает за счет напора ветра;
- Дефлектор. В отличие от флюгера-диффузора, устанавливается на вытяжке. Лучший обмен обеспечивается благодаря разжижению воздуха;
- Моноблок. Среди специалистов по вытяжке считается лучшим вариантом для обеспечения вентиляции в гараже. Благодаря этой системе у владельца появляется возможность контроля всего процесса воздухообмена. Воздухообмен, сделанный таким способом, будет самым эффективным по сравнению с естественным и комбинированным. Единственный минус – стоимость установки, которая может достигать 240 тысяч рублей и более.
Однако в некоторых случаях принудительная вентиляция в гараже своими руками может быть и совсем недорогой. Для этого нужно сделать то же самое, что и для установки естественной вентиляции: перфоратором проделать отверстия в противоположных друг другу стенах по диагонали и установить в них трубы. Далее на входные отверстия воздуховодов устанавливается по вентилятору.
Такая схема позволит регулировать воздухообмен в любое время года. Для того, чтобы зимой воздуховод и сам гаражный бокс не замерзали, можно поставить задвижки или регуляторы оборотов вентиляторов. А для сохранения помещения от влаги зимой специалисты советуют закрывать смотровую яму или погреб.
Очищение воздуха в погребе
Как правило, гараж используется не только для стоянки автомобиля, но и для хранения продуктов. Соответственно, это тоже дает дополнительную влагу. Но даже если хранение не производится, проветривание ямы должно быть организовано для комфортной работы в нем.
Как отмечают специалисты, в погребе естественная вентиляция является лучшим вариантом.
При условии хорошего воздухообмена в помещении возможно использовать трубы диаметром 10 сантиметров.
Одна из них устанавливается в районе десяти сантиметров от пола, а вторая на противоположной стороне в десяти сантиметрах от потолка. Конец верхней трубы выводится наружу.
Также стоит позаботиться и о защите вытяжки.
Заключение
Итак, мы рассмотрели, как правильно сделать вентиляцию в гараже. Каждый из представленных вариантов имеет свои плюсы и минусы. Выбор в сторону одного из них стоит делать исходя из бюджета. Лучший по соотношению цены и качества вариант – комбинированная схема.
Как стало известно из этой статьи, вентиляция в гараже своими руками – это необходимо для каждого автовладельца, к тому же и совсем несложно. Не стоит забывать о том, что благодаря ей «железный конь» прослужит дольше, а также для хозяина гаража будет меньше опасности для здоровья при посещении этого помещения.
Как правильно сделать вентиляцию в гараже?
Если воздух в гаражном помещении слабо вентилируем, то постоянно образующийся на автомобильных агрегатах конденсат неизбежно приведет к их поломке. Да и на обивку салона повышенная влажность положительно не влияет. Поэтому делать вентиляцию в гараже своими руками следует максимально вдумчиво и правильно. Влаги внутри должно быть как можно меньше, а выхлопные газы уходить на улицу должны как можно быстрее.
Содержание
Схемы вентиляции для гаража
В большинстве случаев частный гараж – это небольшое помещение для одной легковой машины. Плюс нередко часть пространства в нем отдана под верстак с инструментами и место для складирования покрышек, канистр и т.п.
Сделать в таком строении самостоятельно вентиляцию проще простого. Производить сложные расчеты по воздухообмену здесь не требуется. Достаточно знать пару формул и норм.
Схем организации вентиляции гаража существует две:
- С естественным воздухообменом.
- С принудительной циркуляцией воздуха между улицей и помещением.
Реализация обоих вариантов предусматривает установку двух вентиляционных отдушин с трубами – одна на вытяжку, вторая на приток. Принудительная схема вентиляции нуждается в электрическом вентиляторе. Но для большинства гаражей с избытком будет хватать обычной системы с естественной тягой воздуха. Она энергонезависима, предельно проста в монтаже и дешева.
Циркуляция воздуха в гараже с ямой при естественной вентиляции
Требующую электропитание проточную или вытяжную вентиляцию в гараже делать стоит только при наличии в нем отопления. При этом лучше всего оставить свой выбор на одной вытяжке. С ее помощью можно организовать вполне эффективный воздухообмен. А обойдется она не так дорого, как комбинированная приточно-вытяжная вентиляция. Последняя состоит из немалого количества дорогостоящего оборудования, требующего еще и дополнительных трат при эксплуатации.
Выбирая схему вентиляции гаража, необходимо также учитывать конструктивные особенности гаражного бокса. Если он стоит в ряду однотипных сооружений, то есть ограничения по проделыванию вентиляционных отверстий в некоторых его стенах. Трубы вентиляции получится вывести далеко не со всех сторон строения. Но для повышения естественной тяги они должны располагаться в гараже как раз с разных его концов.
В таком случае рекомендуется останавливать свой выбор на вытяжном, приточном либо комбинированном варианте. Эти виды вентиляции в гараже не так сильно зависят от месторасположения и размера воздуховодов. Здесь более важна будет мощность вентилятора.
Воздухообмен при принудительной вентиляции
Варианты вентиляции в гараже
Проще всего своими руками смонтировать вентиляцию в собственном гараже в исполнении с естественной воздушной тягой. Для этого необходимо рассчитать диаметр труб на вытяжку и приток, а после пробить отверстия в стенах и/или крыше и установить эти воздуховоды. Главное потом не забыть про необходимость надежной герметизации просветов между трубой и бетоном, кирпичом или металлом стены.
Варианты оборудования вентиляционной шахты
По нормам тяга в гаражном помещении должна быть такой, чтобы весь объем воздуха полностью замещался в нем за час 6–10 раз. По минимуму это 180 кубов/час на 10 квадратов пола гаража. Чтобы обеспечить подобный естественный воздухообмен, на каждые 10 кв.м. необходима труба сечением около 15 см.
Приточное отверстие вентиляции следует располагать на высоте 15–20 см над землей на стене с дверью. Вытяжное должно размещаться напротив первого в крыше или в стене под потолком с подъемом воздуховода над кровлей порядка полуметра. Так тяга выйдет максимальной. При этом труба притока в сечении должна быть равной, а лучше немного меньше диаметра воздуховода-вытяжки. Если размеры сделать наоборот, то возможно опрокидывание тяги.
Схема расположения вентиляционных труб в гараже с ямой
Эффективность естественной вентиляции в гараже зависит от:
- разницы температур воздуха внутри и снаружи;
- наличия на улице ветра и его силы;
- разницы давления между верхней точкой вытяжки и нижней притока;
- места расположения вентиляционных труб на фасаде и степени их утепления.
Как расположить вентиляционную шахту для лучшей тяги
Факторов влияния немало. Поэтому нередко приходится делать систему вентиляции, функционирующую благодаря принудительной тяге воздушных масс. Здесь расчет параметров еще проще.
Трубы можно взять вдвое меньше, чем в рассматриваемом выше варианте. Все равно обмен воздуха будет производиться за счет работы вентилятора. Его мощность подбирается исходя из кубатуры гаража и необходимой кратности воздухообмена. В подавляющем большинстве случаев вполне хватает осевой канальной модели на 100 Вт.
Трубы и отверстия располагаются так же, как и в варианте с естественной тягой. При этом самостоятельно сделать вентиляцию с принудительным обменом зачастую проще. Воздуховоды требуются меньше в диаметре. А значит и дырки в стенах пробивать придется меньшего размера. Однако по затратам такая вентиляция за счет наличия электрооборудования выйдет дороже обычного аналога.
Схема воздушных потоков потоков при разных типах вентиляции
Если устанавливается вентилятор, то следует брать модель с таймером. Оставлять его постоянно включенным невыгодно по деньгам (счета за свет выйдут немалыми) и опасно из-за риска пожара. Работающее электрооборудование без присмотра надолго бросать не стоит.
Схема естественной вентиляции в гараже
А так можно задать нужный режим, чтобы вентилятор включался на некоторое время для полного замещения воздуха в помещении, а потом сразу отключался. Ведь выстраивается система вентилирования гаража, а не вентиляция в ванной комнате и туалете, где воздушная циркуляция должна быть непрерывной.
Нюансы по монтажу и советы по расчету
Гаражная вентиляция с естественным воздухообменом должна проектироваться так, чтобы между ее нижней и верхней точками было расстояние около 3-х метров. Если будет меньше, то тяга выйдет пониженной.
Элементы вентиляционной конструкции
Чтобы зимой гараж не промерз, необходимо иметь возможность регулировки проходящего через вытяжку объема воздуха. Для этого рекомендуется выбирать для монтажа вентиляционные решетки с регулируемыми жалюзи. При необходимости их можно прикрыть, а после открыть на полную.
Воздухообмен при принудительной вентиляции с подогревом
Если отопления в гаражном боксе нет, а иногда обогрев требуется, то стоит смонтировать приточную систему вентилирования с нагревательным элементом. Такая вентиляция в гараже позволит быстро нагреть его, когда надо. Электрический воздухонагреватель потребляет немало электроэнергии. Но для недолгих включений его на обогрев при необходимости отремонтировать автомобиль в зимнее время – самое то.
Схема вентиляции для гаража с обогревом
Каждая из труб (вытяжка и приток) на всем своем протяжении должны иметь одинаковый диаметр. Сужения здесь недопустимы, а поворотов должно быть минимум. Благо в большинстве гаражных помещений их можно сделать вертикальными без горизонтальных отводов.
Смотрите также видео как рассчитать и сделать вентиляцию в гараже:
Зачем нужна вентиляция в гараже?
В работе с автомобильной химией обязательное условие – качественная вентиляция в гараже, иначе человек получит отравление парами, а может и потерять сознание. При ежедневном использовании гаража недостаточное проветривание приведёт к образованию конденсата, отчего ускоряется появление коррозии на элементах кузова и силового агрегата машины. Испарение жидкости и отвод выхлопных газов способствуют сохранению автомобиля и всего гаража в исправном состоянии. Дальше рассмотрим, как сделать вентиляцию в гараже правильно.
Зачем нужна вентиляция?
Вентиляция для гаража необходима по нескольким основным причинам:
- поддержание рабочего уровня влажности. В холодное время года автомобиль приезжает, неизбежно занося снег и лёд на подкрылках, порогах и других поверхностях. В помещении снег превращается в жидкость, а затем в пар, отчего повышается концентрация влаги. Высокая влажность ухудшает состояние авто;
Вентиляция в гараже
- просушивание кузова после путешествия в дождливую или снежную погоду. Вентиляция гаража отвечает за сухость автомобиля;
- отвод конденсата и предотвращение оседания влаги на стенах и потолке. Влага негативно влияет на бетон, железо и дерево – основные материалы, из которых построен гараж. Без должного уровня проветривания смотровая яма опадёт, а облицовка деформируется;
- устранение вредных испарений. Автомобиль выделяет выхлопные газы, постоянный запах бензина и работы с химией ухудшают микроклимат в помещении. При длительном нахождении в гараже без вытяжки, человек чувствует себя вялым, слабым, иногда наступают раздражения слизистой оболочке, головокружения и обмороки.
Особенности гаражной вентиляции
Гараж изначально предусматривался для проведения ремонтных работ и складирования инструментов. Со временем его роль стала значимей, так как стены и ворота защищают от угона. Все перечисленные преимущества гаража нивелирует отсутствие вытяжки: автомобиль быстрее подвергается коррозии и требует больших затрат на уход.
После длительно путешествия в дождливую погоду или при поездке по снежным дорогам автомобиль неизбежно привозит часть влаги с собой в гараж. Боксы для хранения машины чаще всего невелики, они легко подвержены изменению атмосферы. При сохранении влаги в помещении появляются многочисленные очаги коррозии. Для правильного хранения ТС необходимо обеспечивать смену влажного воздуха 6-10 раз/час.
Особенности гаражной вентиляции
Согласно СНиПу 21-02-99, хранение транспортного средства в зимнее время должно выполняться в отапливаемом боксе с температурой 6°С. Если удаётся поддерживать температуру без отопления, это также допускается нормативами. При повышении уровня тепла до 15°С водитель чувствует себя более комфортно, но ускоряется процесс таяния, на автомобиль это оказывает разрушительное влияние.
Вентиляция гаража в отношении обмена воздуха регулируется нормативом ОНТП 01-91. В документе указывается минимальный объём воздухообмена – 150 м3/ч на 1 место для авто.
На первый взгляд, достаточно установить диаметр труб для воздуховода и вентилятор, а другой, такой же элемент, на вытяжку и процедура завершена. Стоит учитывать, что в России суровый климат, система притока и вытяжки должна проектироваться более тщательно.
Какой бывает система обмена воздуха?
Вентиляция бывает:
- естественная. В её основе используется природная циркуляция воздуха из-за изменения температурного режима помещения и воздуха. Вентиляция своими руками требует минимальных вложений;
Естественная вентиляция в гараже
- механическая. Устанавливается вентилятор для гаража, который искусственно ускоряет процесс оттока воздуха. Специальные вентиляционные устройства устанавливаются как на приток, так и на отток. Система может состоять из 1 или 2 каналов;
- комбинированная. Поступление воздуха выполняется естественным образом, а отвод ускоряет вентилятор.
Какой вариант будет наиболее подходящим покажет расчёт и предполагаемая сумма вложений.
Виды вентиляционных систем
Естественная система
Естественная вентиляция в гараже должна планироваться ещё в процессе постройки сооружения. Если помещение уже выстроено и длительное время находится в использовании, его также возможно оборудовать вытяжкой. Перед тем как сделать вентиляцию в гараже, мастеру придётся сделать отверстия в стенах. Создать идеальную дыру не получится, потребуется цементный раствор и герметик.
Правильная вентиляция в гараже всегда учитывает качественный воздухообмен в подвале. Потребуется две пары труб, одна будет проветривать подвальное помещение, а другая – помещение для хранения автомобиля. Отверстия на входе устанавливают с одной стороны подвала на высоте 10 см и выше, а выходные каналы пробивают возле потолка на расстоянии 10 см, желательно на высоте 2 м от уровня пола.
Схема естественной вентиляции гаража
Окончание выходной трубы, которая будет находиться поблизости с полом, следует приподнять, обычно устанавливают на 50 см выше крыши. Конец входной трубы размещают на улице на высоте около 20 см над уровнем подвального помещения или в гараже несколько выше пола (10-15 см).
Согласно утверждениям специалистов, правильная вентиляция гаража своими руками обязательно оборудуется защитными элементами:
- решётка из алюминия предназначенная для защиты от попадания больших насекомых, мышей и крыс;
- насадки типа «зонтик» для ограждения трубы от дождя и снега;
- задвижки для регулировки уровня тока воздуха зимой, позволяющие открывать и закрывать воздуховод.
При монтаже вентиляционной системы своими руками рекомендуется соблюдать основные правила:
- правильно подбирать место. Важно создать выход труб с минимальным количеством изгибов;
- труба на выходе должна утепляться для избегания замерзания конденсата зимой;
- диаметр труб должен быть равномерный на протяжении всей вытяжной системы.
Схема естественной вентиляции гаража с погребом и смотровой ямой
Как улучшить работу естественной вытяжки гаража?
Если исключить из вентиляции вентилятор для ускорения обмена воздуха, для достижения стабильного и полноценного обновления воздушных масс следует придерживаться одного из двух способов: монтаж дефлектора, нагрев трубы на выходе.
После прогревания уменьшается вес тёплых масс в сравнении с воздухом, проступающим через приток. Он поднимается и выходит через канал вытяжки, а на смену приходит свежий воздух. Указанный принцип приводит к выравниванию давления внутри помещения и снаружи.
Чтобы прогревание воздуха сделать более эффективным, актуально для холодных гаражей, рекомендуется обработать вытяжку краской чёрного цвета. Благодаря максимальному нагреву стенок воздухопровода от солнца, воздушные массы подогреются и наступит более интенсивный воздухообмен. Если планируете окрашивание вентиляции, важно не выполнять теплоизоляцию, она нужна для прогревания воздуха лампой накаливания.
С приходом осени температура сильно уменьшается, автомобиль не испытывает трудностей от этого, а на функционировании вытяжной системы данный фактор сказывается крайне негативно. Двигатель в процессе остывания отдаст тепло за 1 час, уже через 2-3 часа температура стабилизируется, уровнявшись с уличной. Естественный метод вентиляции станет бездейственным.
Для сохранения достаточного уровня воздухообмена и предотвращения обледенения канала внутрь устанавливается лампа накаливания на 40 Вт. Процедура простая: соединить патрон под отверстием вертикальной вытяжки, вкрутить лампочку и подключить к сети. Благодаря создаваемому теплу, воздушные массы будут двигаться со скоростью от 0,2 до 0,4 м/с.
Лампа накаливания OSRAM 40 Вт E14
Поверх канала воздуховода укладывается теплоизоляция, по необходимости сверху наносится изоляция от влаги, при намокании теплоизоляционный материал потеряет часть технических характеристик. Если гараж большой, поставить одну лампочку может оказаться недостаточной мерой, воздух остывает быстрее, чем вытесняет другой.
Отметим LED-освещение и люминесцентные лампы не влияют на скорость воздухообмена, так как практически не выделяют тепло. Подходят исключительно лампы накаливания.
Механическая вентиляция
Под механическим видом подразумевается принудительная циркуляция воздуха из-за работы электрических устройств. Перед внедрением системы стоит определиться с подходящим аппаратом для указанных целей.
Сегодня для устройства вентиляционной системы используют:
- поворотный диффузор-флюгер, монтируется сверху впускной трубы;
- дефлектор (турбина или волпер), устанавливается сверху трубы на выходе;
- лампочка для нагревания «миньон», располагается в выходном канале для прогревания воздуха.
Вытяжной вентилятор для гаража – это самый популярный и эффективный метод создания качественной циркуляции в гараже, который не зависит от температуры окружающей среды.
Вытяжной вентилятор для гаража
Механическая вентиляция в гараже своими руками ничем не отличается от естественного метода обмена воздуха. Ключевым отличием является возможность устанавливать 1 трубу, разделённую на 2 или 3 канала. Правильный монтаж сводится к обработке трубы герметиком, качественному подключению к электрической цепи и защите провода от попадания влаги.
Комбинированная система
Система комбинированной вентиляции – это установка 2 труб для входа и выхода воздуха, а на одной из них устанавливается вентилятор. После выталкивания отработанной воздушной массы, её место займёт чистый воздух. Комбинированная конструкция является выгодным решением для создания вентиляции с минимальными затратами, дополнительно отличается достаточным уровнем эффективности. Вентилятор в гараж и трубы стоят дёшево, а работу можно выполнить самостоятельно.
Разработка схемы
Создание схемы воздухообмена производится на стадии проектирования гаража. В схеме рассчитывается количество и положение вентиляционных отверстий. При наличии подвала или подсобного помещения, следует рассчитать циркуляцию воздуха в них.
Величина трубы и численность отверстий зависит от высоты, габаритов и количества машиномест в гараже. При планировании наземных и подземных трубопроводов оценивают циркуляцию воздуха.
Схема вентиляции гаража
Расчет вентиляционных отверстий
Расчет вентиляции гаража в отношении диаметра труб может выполняться несколькими способами:
- на 1 м2 площади потребуется установка трубы диаметром 15 мм. Для гаража 30 м2 устанавливается 450 мм трубы;
- рассчитывается площадь всех отверстий как 0,3% от площади. Схема более актуальна для устройства одноканального проветривания механическим элементом.
В СНиП записано, что на 1 легковой автомобиль обязательно должно приходить 180 м3/ч. За рубежом показатель в 2 раза выше.
Рекомендации
Гараж – это многофункциональное помещение, от его состояния зависит качество хранения авто, инструмента, и возможность выполнять различные работы с автохимией самостоятельно.
Несколько советов:
- используя полироль для панели автомобиля, следует включать вытяжку на средние обороты, но при наличии склонности к аллергии, её включают на полную мощность;
- приготовляя самодельные средства для обработки кузова, проветривание должно быть особенно интенсивное. Например, автошампунь для ручной мойки фирменного изготовления имеет минимальные побочные эффекты, а краска грозит серьёзными последствиями;
- в гараже с компрессором обязательно наличие мощной вентиляции, так как подразумевается выполнение окрашивания, мойки, очистки и т. д. Важную роль в выполнении процедур играет качество материала. Лучше подбирать шампунь для бесконтактной мойки без запаха, чтобы не спровоцировать аллергию;
- некоторая полировка автомобиля имеет резкий запах. Процесс в целом относительно безопасен, так как отполировать фары или кузов можно различными средствами, в том числе натуральными веществами;
- при работе с нагревающими приборами вентиляция помогает регулировать температуру. Существует несколько способов, как снять тонировку со стекла, но один из самых эффективных – воспользоваться строительным феном, который также пригодится для устранения трещин на фарах, разглаживания тонировочной плёнки и т. д.
Полноценная регулируемая вытяжка способствует использованию гаража для многочисленных ремонтных работ. Она помогает сохранить автомобиль от коррозии, предотвратить появление сырости, конденсата и ускоряет очистку воздуха от химических испарений.
Устройство принудительной и естественной вентиляции в гараже: схемы, нормы и расчет
Прочный и сухой гараж – это гарантия сохранности автомобиля.
Однако как самой машине, так и ее владельцу может угрожать атмосфера в закрытом гараже. Поэтому для собственной безопасности и продления срока службы авто стоит обеспокоиться о создании правильной вентиляции в гараже.
В статье Вы найдете все о вентиляции в гараже, схемы, расчет и устройство.
Вентиляция в гараже: зачем она нужна?
Нужна ли вентиляция в гараже? Естественно. Как и в любом другом помещении, в гараже необходимо организовать обмен воздуха. Причин этому несколько:
- необходимо держать уровень влажности на приемлемом уровне. Если попадающая на колесах и кузове влага от дождя или снега не будет отводиться, то скорость коррозии автомобиля увеличивается многократно;
- от влажного воздуха могут прийти в негодность инструменты и приборы, необходимее в гаражном хозяйстве;
- через вентиляцию выводятся испарения от автохимии и бензина.
Однако самое главное, вентиляционная система позволяет избавиться от невидимого и неощущаемого человеком ядовитого угарного газа гаража, неизбежно образующегося при сгорании топлива.
Можно сделать самостоятельно вытяжку для покрасочной камеры, для подземных помещений гаража.
Устройство вентиляции в гараже:
Расчет параметров
Как рассчитать вентиляцию в гараже? Нормы вентиляции в гараже (СНиП) следующие: минимально допустимый воздухообмен в 180 л/час на каждые 10 кв.м. площади. Такой объем воздуха способна пропустить вентиляционная труба диаметром порядка 15 см.
Расчет вентиляции гаража:
Если предположить, что гараж имеет 4 м в ширину и 6 м в длину, то для получившейся площади в 24 кв.м. потребуется обустроить вентиляционный отвод диаметром 36 см (6х4)/10)*15 = 36.
Сделать вентканал диаметром 36 см в относительно компактном гараже возможно, но на практике это и сложно, и выглядеть будет совершенно несуразно. Гораздо грамотнее будет воспользоваться трубопроводами меньшего диаметра, но увеличив вдвое их количество.
Основные виды
Существует два основных вида вентиляционных систем для гаражей, отличающихся по принципу действия. Под принципом действия здесь понимается источник силы, приводящей в движение воздушные массы.
Естественная
Естественная вентиляция в гараже свое наименование получила виду того, что воздух в ней перемещается под воздействием естественных сил.
Возникают они за счет того что попадающий в гараж плотный и холодный воздух нагревается и расширяется.
В результате его плотность уменьшается и он начинает движение вверх.
Вентиляция гаража — как правильно сделать:
Увеличить эффективность проветривания можно обдуманной схемой размещения приточных и вытяжных труб.
Чтобы удалось привести в движение максимально возможный объем воздуха в гараже, необходимо эти трубы разнести как можно дальше друг от друга. Легче всего добиться этого, если разместить ввод и вывод воздуха по диагонали на противоположных стенах.
Приточный ввод располагается внизу одной стены в гараже, вывод – в верхней части другой.
Особое внимание нужно уделить правильности установки приточной трубы. Размещение ее в непосредственной близости от земли хотя и выглядит вполне оправданно, но по факту так делать нельзя. Зимой ее засыпет снегом и движение воздуха остановится. Поэтому ввод нужно приподнимать над землей на 15-20 см.
При планировании расположения ввода и вывода простой вентиляции гаража, желательно учитывать еще и розу ветров. Если чаще всего ветер будет дуть в стену с входным патрубком, но это положительно отразится на воздухообмене. Ели же ветер будет дуть на воздухоотвод, то будет наблюдаться прямо противоположный эффект.
Принудительная
Единственными недостатками дешевой и энергонезависимой естественной вентиляции является ее зависимость от разницы температур и схемы расположения воздуховодов. Преодолеть эти проблемы можно установкой системы принудительной вентиляции в гараже.
К достоинствам приточной вентиляции в гараже относятся:
- полная независимость эффективности воздухообмена от конфигурации воздуховодов. Впускные и выпускные трубы можно располагать даже в соседстве друг с другом на одной стене.
Разбить воздушные потоки по собственному усмотрению можно непосредственно в помещении гаража. Достигается это прокладкой воздуховодов по требуемой схеме. Нагнетатель воздуха при этом тоже может быть размещен произвольно;
Вместе с тем, подобным системам присущи и некоторые проблемы:
для работы нагнетателя воздуха необходимо наличие постоянной линии электроснабжения.
При отключении электричества воздухообмен полностью прекратится;
Поэтому при рассмотрении системы принудительной вентиляции как основной для гаража, нужно принимать во внимание не только физическую возможность такого решения, но и финансовую сторону вопроса.
В некоторых случаях наиболее оптимальным вариантом может стать организация комбинированной схемы гаражной вентиляции. По своей схеме она полностью повторяет вариант с естественным воздухообменом.
Отличие состоит лишь в том, что в выводной канал дополнительно встраивается вентилятор. Система будет оставаться работоспособной даже при отключенном электроснабжении. Включение же вентилятора будет увеличивать производительность все системы.
Выбор конечного варианта для устройства вентиляции во многом будет зависеть от размеров и расположения гаража, а также от его планировки. Самое главное, чтобы конечный вариант смог обеспечить обмен воздуха с требуемым уровнем интенсивности.