Как обшить софитом свес крыши
Как обшить софитом свес крыши
Софит сайдинг перфорированный для отделки карнизных свесов крыши +Фото и Видео
Подшивка софитов сайдингом – отделка карнизных свесов. Как правило, под свесом подразумевается нижняя часть крыши, которая выступает за уровень стен дома. Она нужна для того, чтобы защищать стены и фундамент от дождей. Его ширина может быть от 0.4 до 1 метра. Но по всем правилам строительства совсем необязательно производить подшивку данной части здания.
Но при этом следует учесть, что могут быть неприятности. К примеру, сильный порывистый ветер сбоку, который будет задувать под кровлю, незащищенную свесом, и тогда кровельное покрытие будет сорвано. Да и все-таки намного красивее выглядит, когда «пирог» — утеплитель, гидроизоляция и некрасивая нижняя часть стропил прикрыты. По всем правилам проводить подшивку крыши следует после всех работ по кровле. Как видите, подшивка софитов сайдингом проходит после того, как будут утеплены все стены и сделана отделка, т.е. это в своем роде заключительный этап работ по внешней отделке дома.
Устройство свесов, предназначение и польза
Существует две разновидности свесов – горизонтальные, или же, как их еще называют, карнизные, и фронтонные. Первый вид получается за счет нижней части скатной крыши, а фронтонный навес является наклонным свесом, который образован боковой частью ската.
Карнизный свес
Он составляет нижнюю часть крыши с наклоном, и тем самым способствует прохождению воздуха на чердак. Это является характерной чертой крыш чердачной разновидности. Другое ли дело мансардные крыши – воздух через свес поступает внутрь «пирога» кровли – в то место, где есть воздушная прослойка. После этого воздух и дальше идет наверх, до самого конька. Таким образом, и происходит вентиляция кровли.
А теперь представьте, что свес будет плотно забит при помощи досок. Это будет неправильно, так как не будет осуществляться вентиляция. Но если и вовсе не использовать софит для отделки карнизных свесов крыши, то под кровлю могут залететь птицы, залезть мыши или насекомые. Стропила следует защищать слоем краски, так как влага и туман навредят необработанному дереву.
Обратите внимание, что из всего перечисленного напрашивается вывод – подшивку свеса карниза следует делать не плотной, а вентилируемой.
Это вентиляция может сделать одним из нескольких простых способов:
- Самым простым вариантом будет оставить щель между подшивкой и стеной здания. Если использовать для подшивки профнастил, то такой зазор должен быть от 0.6 до 1.2 см, а для сайдинга и вагонки 1-1,5 см.
- Если же подшивать карнизы крыши металлическими листами, вагонкой, плитами, то можно использовать уже имеющиеся в продаже вентиляционные решетки, которые будут вмонтированы в материал.
- Если обшивать свес при помощи досок, для вентиляции оставляют щель между ними, примерно 0.5-1 см.
- При использовании софитов можно взять перфорированный материал, который был специально создан для этих целей.
А теперь запомним несколько правил:
- Вентиляционные отверстия по объему не могут быть меньше, чем 1/500 часть от общей площади вентиляции. При этом учтите, что если кровля сделана на основе битума или фальцевого типа, потребуется больший диаметр отверстий, нежели на глиняной черепичной кровле, так как последний вариант считается «дышащим».
- Все вентиляционные отверстия следует прикрывать решетками, в случае когда это щели, их заделывают сеткой. Такая мера предосторожности защитит их от листьев, грязи, птиц и насекомых.
Фронтонный свес
Такой тип свеса образуется боковой частью ската, который расположен под наклоном. Здесь не нужно беспокоиться о вентиляции, а вот о чем следует позаботиться, так это о должной защите от влаги и ветра. В противном случае, при сильном ветре, дующих порывах и прочем дождь может быть загнан между досками обрешетки, которые выступают на улицу. Это серьезная проблема, так как утеплитель может намокнуть, и тогда перестанет хорошо сохранять тепло.
Интересно, что при работе с фронтонным свесом и его отделкой на первом месте по важности стоит герметичность.
Отделка кромки свесов
У двух видов свесом с торца иметь незакрытые элементы. Если речь идет о карнизном свесе, то это торцевые части стропил, а в фронтонном это торцы обрешетки. Следует аккуратно оформить их, при этом защитить от непогод. Помимо этого, следует установить вдоль желобов водостока перфорированный сайдинг (софит). В общем, отделка торцевой части и является отделкой кромки. А из чего ее сделать во многом будет зависеть от материала кровельного покрытия, которое вы собираетесь использовать. Кстати, часто в комплектации с покрытием для кровли уже идет и набор для того, чтобы оформить и зашить кромки.
Перед тем, как начать выполнять подшивку карниза крыши, следует обрезать вертикально и строго по линии все кобылки или торчащие стропила. Обрезать их требуется на одном и том же расстоянии от стены. После этого торцы стропил объедините обвязочной доской, на которой будет прибита лобовая доска (обычно, она выполнена из металла). Чаще всего лобовая доска идет в комплекте с металлической, битумной и керамической черепицей. Эту деталь делают и из дерева, которое обязательно покрыто защитным составом или краской. Именно на такой доске в будущем будут смонтированы водосточные желоба.
Фронтонный свес обрабатывают несколько иначе. Для начала доски обрешетки обрезают (те, которые выступают за стену). Линия отреза в этом случае обязательно должна быть параллельной стене. Торцевая доска (хоть из дерева, хоть из металла) должна быть прибита к подрезанным краям обрешетки и к торцу конька. После этого по длине, равной длине карниза, покрывают торцовую часть доски кровельным материалом.
Способы подшивки свесов
Есть много способов подшивки свесов. Вы можете сделать это и перпендикулярно, и параллельно, используя целые листы или лишь отдельные планки, использовать разные материалы и конструкции для закрепления деталей. Но, грубо говоря, технологий подшивки лишь две.
Подшивка по стропилам
Это, пожалуй, самый простой вариант. Самое главное, чтобы плоскость у нижних концов стропил была общей. Такой способ пригодится для крыш с небольшим уклоном, не более 30 градусов и с выносом не более 0.4-0.5 метра. Подшивка софитов сайдингом производится строго по обрешетке, которая сделана из брусков или досок и прикручена к стропилам. Подшивочные планки можно расположить параллельно к стене, строго по торцу стропил, но можно набить перпендикулярно плоскости.
Горизонтальная подшивка
Этот вариант н езаменим, если у крыши крутой скат. При этом установка производится достаточно быстро, а материал можно существенно сэкономить. Для работ следует сделать из брусьев подобие коробки, прикрепить к стене и к стропилам (и снизу, и сверху). Таким образом, вода при попадании на свес будет легко стекать, а брус, который находится на стропилах, будет на 1 см ниже настенного бруса.
От углов крыши до углов дома прибейте доски. Когда свес является больше 45 см, потребуется установка посередине еще одного продольного бруса. Остальные брусья должны обязательно быть усилены брусками, и набиты перпендикулярно стене. При этом не обращайте внимание на способ подшивки, а прямо на обрешетку прикрепите доски или брус. К ним же следует прикрепить обшивочные панели.
Инструменты и приспособления
При выборе материал для обшивки свеса согласовывайте все и под стиль дома, так как согласитесь, что не слишком эстетично будет выглядеть подшивка крыши белым пластиком, если дом выполнен из темного дерева. Если же говорить о доске, то будет выбрать строганную, но если таковой не имеется, подойдет и обрезная. В идеале купите доски из хвойных пород, ширина которых будет от 0.05 до 0.25 метра, а с толщину от 17 до 22 мм. Перед началом установки доски следует обработать краской, антисептиком или лаком. Перед началом следует дать доскам полежат под навесом на улице, в противном же случае они будут слишком сухими или влажными и в ближайшее после установки время покоробятся.
При обшивке софитов сайдингом между досками оставляйте щели с 1-1,5 см для вентиляции. При установке досок перпендикулярно стене прикрепите их с двух сторон (при широком свесе, или же с трех – третье крепление в центре доски). Если доски устанавливать параллельно стенам, их следует закреплять каждый метр. Хвойные доски будут стоить относительно недорого, примерно 130 долларов за 1 м 3 , или же 2,6 доллара за 1 м 2 .
- Деревянная вагонка хороша тем, что уже обработана (в отличие от тех же досок), поэтому и является настолько популярной. Для обшивки свеса следует брать влагостойкую вагонку, которая предназначена для работ в таких условиях. Но учтите, что вагонку так же как и доску придется держат месяц под навесом на воздухе. Способы установки аналогичные, как и для досок, но щели оставлять не требуется. Вместо этого используйте готовые решетки для вентиляции, они должны быть расположены друг от друга на расстоянии 1,5 метров. Стоимость такого материала составит 7 долларов за 1 м 2.
- ПВХ сайдинг (поливинилхлорид). Для выполнения подшивки идеальным вариантом будет сайдинг, который защищен от влаги. К нему можно купить в комплекте все нужное, а именно П-образные полосы для отделки краев, уголки для закрепления мест соединения планок и вентиляционные решетки. Устанавливают планки перпендикулярно к стене, прикрепляя в 2,3 или 4 точках. Количество креплений будет зависеть от того, какой ширины свес вы выберете. Устанавливать ПВХ панели вдоль свеса крыши не рекомендуется, так как он не имеет такую же жесткость, как деревянные планки и требуют большего количества креплений, а также часто прогибаются. Стоимость материала за 1 м 2 равна 5 долларов.
- Профлист (профнастил). Этот материал достаточно удобный в плане установки, так как его можно укладывать большими плоскостями, а прикреплять с тем же расстоянием, как доски. Высота профиля может быть от 8 до 20 мм. При подшивке свеса крыши при использовании профлиста оставляется зазор от 6 до 12 мм (много зависит от температурного расширения). Обеспечивают вентиляцию при помощи специальных решеток. Стоимость материала составляет 10 долларов за 1 м 2.
- Листовой металл. Под этом подразумевается покрытая полимером сталь или же оцинкованная сталь, а еще медь или алюминий. Толщина листов может быть от 0,06 до 0,08 см, а длина до 600 см. Для хорошей вентиляции можно ставить готовые решетки, или куски листов с перфорацией. Так, где будет проходить линия отреза, стальные листы следует обработать средством от коррозии (это не требуется для меди или алюминия). Минусом такого материала является то, что для резки нужен особый инструмент. Стоимость материала составляет 6 долларов за 1 м 2 .
- ОСП и фанера. Для подшивания свесов берут такие марки материалов, которые будут водостойкими. Такие плиты достаточно жесткие и их можно устанавливать большими кусками. Для этого нужно сделать коробку из деревянных брусков, а после привинтить плиты. Их следует прикреплять через каждые 100-120 см. Для вентиляции используют уже готовые решетки. Свес из фанеры или ОСП обязательно следует покрасить, иначе он будет некрасивым. Стоимость фанеры составляет 7 долларов за 1 м 2 , тогда как стоимость ОСП ровно в 2 раза меньше.
- Софиты. Для отделки карнизных свесов крыши используют именно такие планки. Их делают из различных материалов, а именно меди, алюминия, стали или ПВХ. Они имеют великолепную палитру цветов и фактуру, поэтому вы сможете подобрать софиты для дизайна любого дома.
В комплекте могут быть такие детали:
- Панели софитные.
- Лобовые планки (фаски).
- Финишные планки.
- Профили J-образной формы с пазами.
Панели могут быть одинарными, двойными и даже тройными, а еще сплошными (для фронтона) и перфорированными (для карниза). Следует отметить, что подшивка при использовании софитов делает работу намного прощу. Для этого даже не нужно будет привлекать опытных строителей, так как вы сами будете справляться. Нарезать планки следует согласно ширине свеса, и прикреплять перпендикулярно стенам на профили с пазами – ничего сложного! Стоимость материала из поливинилхлорида равна 13 долларам за 1 м 2 , фаски и крепежные планки стоят в 5 раз дешевле.
Инструкция по подшивке софитами
В зависимости от компании-производителя и материала, из которого изготовили софиты и доборные элементы, правила установки могут несколько отличаться. По этой причине всегда читайте инструкции производителя. В нашем будет рассмотрена подшивка свесов при помощи виниловых софитов.
Есть несколько конструктивных особенностей установки панелей софитов:
- Карниз с J-образными профилями.
- Карниз со внешним углом.
- Карниз с J-образной фаской.
Чаще всего установка софитов производится горизонтально, хотя иногда используется и крепление вдоль стропильных ног. Для крепления горизонтальным способом делают специальную обрешетку, ее изготовление описано выше или же можно посмотреть видеоинструкцию.
После этого на нее прикрепляют все нужные элементы.
- Итак, сначала отмерьте J-профиль нужного размера, для этого приложите его поперек свеса и нанесите отметку.
- Отрежьте нужную длину профиля болгаркой, это будет быстро, а срез останется ровным.
- После этого прикрепите профиль к деревянному каркасу саморезами.
- Когда все профили будут закреплены, замерьте расстояние между двумя профилями и тогда узнаете размер софитной планки. После этого нарежьте планки на нужные отрезки.
- Для того чтобы установить планку, заведите ее сначала в пристенный, а после и в карнизный свес и прикрепите при помощи самореза к обрешетке из древесины.
- Если вы не будете использовать для обшивки J-фаску, то лобовую часть свеса тоже обшейте софитами.
Видео уроки
Узнать обо всем подробнее можно в видеоуроке
Установка и монтаж софитов на карниз крыши: пошаговый инструктаж по подшивке карнизов
Сегодня производители софитов в один голос утверждают, что установка их продуктов – занятие легкое и простое. Ведь на таких изделиях уже есть все необходимые замки, отверстия и приспособления, а сопутствующая техническая документация подробно освещает каждый шаг.
И правда, есть ли в этом процессе тонкости и нюансы, о которых лучше знать заранее? Скажем вам так: грамотный монтаж софитов действительно доступен любому рукастому мастеру, но, чтобы подшивка кровли служила долго и выглядела презентабельно, важно быть подкованным также теоретически.
Поэтому мы постарались составить для вас понятную и подробную инструкцию с иллюстрациями, которая поможет быть уверенным в каждом шаге.
Содержание
Этап I. Предварительный монтаж обрешетки
Начнем с самого начала. Так, подшивать свес крыши нужно до начала настила кровельного материала. Также предварительно следует теплоизолировать стены, чтобы между стенами и крышами не было незащищенных участков.
И в первую очередь рассчитывают и монтируют обрешетку. Самый простой и наиболее распространенный способ подшивки крыши софитами – горизонтальный. Для этой задачи к стропилам или их продолжению в виде кобылок предварительно крепят бруски, формирующие каркас короба.
На этом этапе крайне важно контролировать при помощи уровня и отвеса будущую плоскость подшивки. Вот несколько вариантов, как именно располагать брусья обрешетки на свесе стандартной крыши:
Нельзя сказать, что горизонтальное или диагональное расположение обрешетки лучше. Здесь скорее все зависит от того, какой свес вам кажется более эстетичным и планируете ли вы располагать в софитах кабеля коммуникации и встраивать светильники. Тогда горизонтальный вариант более целесообразен, конечно.
Идем далее. Укладывать обрешетку нужно по периметру свеса, параллельно стене, и в качестве материала подходит оцинкованный профиль или деревянные рейки. Если отдаете предпочтение древесине, то следите за тем, чтобы такие бруски были достаточно сухими, с влажностью не более 15-18%, без сучков и изгибов, а если металлу, то выбирайте либо алюминий, либо антикоррозийную сталь.
Между рейками должно быть расстояние не больше 30-40 см. Если так получится, что свес все-таки превышает 40 см, нужно будет установить дополнительную рейку – между внутренней и внешней. А вот если расстояние превышает 40 см, то усиливайте это место. А вот поперечными брусками вертикальные соединять не стоит, хотя такая практика встречается.
Со стороны лобовой доски и стены прибейте две доски, на которые потом вы будете фиксировать планки софитов и доборные элементы. При длине свеса более 80 см возьмите три точки крепления. При этом доски должны быть достаточной ширины для монтажа софитов и доборных элементов более 100 мм шириной.
Этап II. Подготовка и подрезка софитов
Теперь давайте позаботимся о том, чтобы не испортить сами панели до начала их монтажа. Так, только что приобретенные софиты необходимо укладывать на ровную, плоскую поверхность. Хранят упаковки с ними в стопках из пачек, но не более 15-ти вместе в одной стопке.
Если площадка открыта, то упаковки лучше вскрыть. Если к таким советам не прислушаться, то на исходе есть риск получить не совсем ровные детали, которые потом попросту не получится вставить в пазы. Представьте, насколько неприятно будет обнаружить этот дефект уже в процессе монтажа.
Далее, панели софитов нужно подготовить так, чтобы длина их панелей была на 50 мм меньше, чем свес от стены до лобовой доски. Сами софиты подрезать не сложно, только обязательно используйте защитные очки.
Для циркулярной пилы используйте полотно с тонкими зубьями в обратную сторону или другие подходящие инструменты:
Небольшой совет: если вам удобнее работать с ножницами по металлу, то попробуйте сделать так: не режьте сразу по всей длине ножниц, а используйте их лезвие только на ¾. Для резки также подходит нож. Проведите им небольшую борозду в нужном месте, а затем согните и разогните софит несколько раз, пока панель не сломается. Сразу прорезать насквозь не нужно.
Помните, что резать панели можно только начиная с крепежной части. Вот какими инструментами удобнее регулировать длину виниловых софитов:
Вот процесс работы с популярными алюминиевыми софитами:
К сожалению, не все знают, что в работе с металлическими софитами есть свои особенности. Так, их нельзя резать абразивным кругом, т.е. болгаркой. Т.к. это приводит к повреждению полимерного покрытия и быстрой коррозии металла.
Вплоть до того, что даже производители не дают гарантии на софиты, которые подрезались при помощи болгарки. Для этой задачи куда более подходят вырубные ножницы, мультифункциональные резаки или специальные насадки на дрель.
Этап III. Фиксация фасок и профилей
Теперь переходим непосредственно к монтажу софитов. Давайте рассмотрим, для каких задач нужны специальные профили и фаски, которые всегда идут в комплекте:
- J-профиль – это основной подвесной элемент. Им обрамляют карнизный свес и стыкуют две панели софитов по длине.
- L-образная панель нужна для лобовой планки. Выпускается размерами 15,20 или 25 см, реже – 45 см. Такая планка позволяет подшить кровлю под углом.
- J-фаска – это ветровая планка с J-профилем. Она позволяет подшивать свес перпендикулярного стене, и выпускается в размерах 15, 20 и 25 см, иногда 40 см.
Вот как работать с J-планкой. Устанавливать ее нужно параллельно стене дома, а для этого измерьте расстояние между этими планками и отнимите 6 мм для температурного изменения размеров панелей. Далее установите отрезанную панель в пазы и прибейте планку так, чтобы потом крепеж не мешал свободному расширению материала. Соедините панели между собой в замке.
Укладывайте панели в горизонтальном или наклонном положении. Сохраните расстояние между точками крепления в 30 см. А на углах поворота с 45° установите две J-планки, которые будут соединены задними стенками и Н-профилями.
Вот где конкретно фиксируют все эти элементы:
Способ с J-фаской более эстетичный, ведь так хорошо скрывается весь крепеж. Вот как с ней работать:
- Шаг 1. Со стороны стены установите J-профиль, прямо на доску, при помощи саморезов с шагом 50-60 см.
- Шаг 2. Далее, по верхней линии лобовой доски зафиксируйте финишную планку. Если нужно, обрежьте лишнее, подогнав длину плоской части. Шаг 3. Затем J-фаску нужно вставить в финишную планку и закрепить. Это позволит избежать волнистости самой фаски.
Что касается финишной планки, без нее можно обойтись, если вы будете использовать короткие крюки водостока. Такие крюки крепят прямо в лобовую доску, а J-фаску фиксируют саморезами. Если же торцевая или лобовая доска будут оставаться открытыми ради декоративности, тогда применяйте два J-профиля.
Также, если J-фаску нужно будет повернуть, то следуйте такой инструкции:
- Шаг 1. Начинайте монтаж софитов на карниз крыши с угла, и для этого заранее отметьте линию сгиба там, где планка будет согнута на повороте там, где остается 150 мм от края.
- Шаг 2. Теперь паз срежьте до сгиба и оставьте только завальцовку у нижней полки.
- Шаг 3. На нижней полке проделайте вырез под 45°. Теперь фаску согните так, чтобы край нижней полки оказался снаружи. Сейчас короткий край планки не нужно крепить к обрешетке, т.к. он будет прижат к лобовой доске уже следующей планкой.
Если вы дополнительно будет потом проводить держатели или кабели, тогда в такой обшивке нужно оставлять отверстие на 5 мм больше, чем нужно для сверла. Это также необходимо для сжимания и расширения.
Этап IV. Вставка и фиксация панелей софитов
Отметим еще несколько важных моментов. Чтобы самостоятельно установить софит, вам нужно будет вооружиться шуруповертом, кровельными клещами, рулеткой, уровнем и лобзиком с пилкой по металлу.
Не забудьте также приобрести специальный корректор для устранения царапин для металлических панелей (если вы устанавливаете именно такие), ведь все равно где-нибудь поверхность будет повреждена, и нужно будет защитить покрытиев этом месте.
Сами панели вставьте в J-профили с небольшим зазором:
Закрепите софиты саморезами и специальной заклепкой. Желательно в этом плане применять крепеж с окрашенной головкой. Также п анели разрешено фиксировать при помощи саморезов с прессшайбой.
Для открытых свесов нужно использовать F-профиль:
- Шаг 1. Сделайте при помощи уровня отметку параллельно поясу крыши у края стены и прибейте профиль к задней стене дома.
- Шаг 2. От этих вертикальных отметок отступите 2 см вверх и проведите меловую линию.
- Шаг 3. Вот вдоль этой линии установите F-профиль так, чтобы на линии оказалась верхняя кромка. Здесь очень важно сделать все правильно, ведь именно этот профиль образует заднюю поддержку софитов.
А вот для закрытого свеса дополнительно еще нужен J-профиль:
- Шаг 1. Измерьте расстояние между J-профилем и F-профилем, от переднего до заднего края.
- Шаг 2. Отрежьте панели по вымеренному отрезку и отнимите 3-5 см, чтобы учитывать возможное расширение. Для этой цели лучше использовать сплошные панели, кроме тех мест, где будет обустроена вентиляция – там подойдет и перфорированный софит.
- Шаг 3. Отрежьте панели по длине и вставьте их одним концом в ту поддержку на стене, которую вы установили – F-профиль или J-профиль. Выровняйте профиль и зафиксируйте его.
- Шаг 4. Как только установите первую панель, закрепите замок второй. Закройте край с прорезями.
- Шаг 5. Подгоните вручную панели друг к другу. Если ширина не менее 45 см, дополнительные промежуточные поддержки не нужны.
Углы делают при помощи J-профиля или H-профиля. Сложите оба профиля задними гранями друг к друга, чтобы создать дополнительную поддержку для софитов.
Далее, внимательно следите за тем, чтобы панели софитов не были натянуты слишком сильно, иначе их форму может «повести». Поэтому с тарайтесь не натягивать горизонтальные панели обшивки при монтаже, лучше просто нажимайте на низ и тяните их вверх до полного сцепления.
На практике вы сразу поймете, что да как, а подготовиться к процессу вам поможет этот видео-ролик:
Если все получилось, прибитые панели будут висеть без натяжения. Если же панели окажутся все-таки натянутыми, в замках возникнет трение, а профиль рискует изменить форму, деформироваться, одним словом.
Этап V. Важные тонкости применения крепежа
Давайте рассмотрим, какое крепление лучше всего подходит для этой задачи. Так, для монтажа софитов нужны антикоррозийные шурупы или гвозди (но только антикоррозийные). Дело в том, что софиты будут все 365 дней в году иметь прямой контакт с открытой атмосферой. А в особо дождливые дни влажность воздуха достаточно высока.
Шляпка у гвоздей и шурупов в диаметре должна быть не уже 8 мм, а ножка – 3 мм. Движение панели в процессе монтажа обязано быть свободным Правильно ли вы все сделали, поможет проверить обычная копеечная монета, которая, если все сделано правильно, поместится между шляпкой и панелью. А между крепежом и поверхностью панели оставляют не менее 1 мм:
Гвоздь старайтесь не забивать глубоко – необходимо оставить 1 мм между сайдингом и низом шляпки гвоздя. Прибивать гвозди лучше на расстоянии 40-60 см друг от друга – так, чтобы панели смогли свободно двигаться.
За бивайте их прямо в центре прорези, и ни в коем случае не на конце, иначе испортите панель обшивки. На всех стыках и ограничителях на конце профилей обязательно оставляйте минимальный зазор в 5 мм, а если работаете в холодную погоду – то все 6 мм.
Этап VI. Оформление углов подшивки
Завершает весь процесс монтажа софитов оформление углов. Поворот реализуют как прямым углом, так и по диагонали. Диагональная стыковка смотрится более эффектно, но в выполнении более сложная.
На стыках панелей для обхода углов используется либо Н-профиль, либо два J-профиля. Так, в диагональном варианте применяется J-профиль, а сами панели софитов обрезают, чтобы углы подходили друг другу.
Если вам вообще не нужно будет скрывать крепеж, установите простую стыковочную планку:
- Шаг 1. С делайте разметку: приложите планку к месту так, чтобы остались минимальные зазоры между доборными элементами. Все лишнее отрежьте.
- Шаг 2. Закрепите планку саморезами к обрешетке и разметьте панели, которые примыкают к Н-профилю так, чтобы стык в итоге выглядел симметричным.
- Шаг 3. Удалите с подшивки строительный мусор и оставшуюся защитную пленку, подкрасьте все потертости и царапины.
Сами профили нужно монтировать на обрешетку, чтобы создать дополнительную опору. Вот как выглядит прямое и диагональное оформление углов в подшивка карнизов софитами :
Если при установке софитов были соблюдены все правила, вся свес крыши будет выглядеть аккуратно, органично и целостно. Кроме того, у софитов есть важная функция, которую те будут выполнять только при качественном монтаже. А благодаря нашим мастер-классам и иллюстрациям вы сможете разбираться в тонкостях такого процесса, и быть уверенным в результате.
Софиты для пошивки кровли – преимущества, виды и способы монтажа
Возведение крыши – трудоемкий, длительный процесс, который не завершается после монтажа кровельного материала, а лишь входит в свою финишную фазу. После окончания основных работ следуют отделочные работы, доводящие внешний вид дома до идеального состояния, к ним относятся отделка карнизов и подшивка свесов.
Преимущества софитов
До появления софитных панелей свесы и карнизы крыши подшивали с помощью других неспециализированных материалов, обычно в ход шло все, что осталось от строительства: обрезки досок, вагонка или сайдинг. Однако, отделка софитами имеет огромные преимущества:
- Устойчивость к механическим повреждениям. Это прочный материал, который выдерживает удары, перепады температур, воздействие атмосферных осадков и не горит.
- Удобство монтажа. Производители выпускают софиты для кровли с большей шириной, чем панели сайдинга, поэтому установка занимает меньше времени. А крепление с помощью надежного замка прочно фиксирует софиты между собой. Кроме того, монтаж можно выполнять в любую погоду, в любое время года.
- Софитные панели в отличие от отделочных материалов из древесины не страдают от воздействия плесенных и гнилостных микроорганизмов, они толерантны к любым видам биологического воздействия.
Раньше умельцы, понимающие необходимость перфорации в материале подшивки свесов, пытались сделать ее своими руками, просверливая отверстия в панелях сайдинга, однако, такая отделка выглядела неаккуратно и «кустарно».
Необходимость перфорации в отделке свесов
Свес – участок ската крыши, выступающий за периметр сооружения на 50-80 см, он служит для защиты поверхности стен от попадания влаги. Наружную часть свеса укрывает кровельный материал, защищая от намокания, а нижняя часть без подшивки софитов остается уязвимой. Однако, наглухо заделывать свес нельзя, так как это нарушит естественное циркуляцию потоков воздуха внутри подкровельного помещения. Особенно это актуально для теплоизолированных отапливаемых мансард, в которых нет возможности установить слуховые окна.
Циркуляция воздуха в мансарде происходит согласно законам конвекции, то есть более теплый воздух поднимается наверх, освобождая пространство для холодного воздуха. Без нормальной вентиляции в толще кровельного пирога скапливается конденсат, приводящий к загниванию, появлению плесени и разрушению стропильной системы. Чтобы избежать таких проблем, свес подшивают с помощью перфорированных софитов, через которые в мансарду проникает свежий атмосферный воздух, а на кровле монтируют аэраторы.
Перфорация софитов
Софиты для крыши подставляют собой панели разной степени перфорации с замком, с помощью которого выполняется крепление. Стандартная длина таких изделий около 3 м, а ширина колеблется в зависимости от производителя в пределах 20-30 см. Выпускают софитные модели следующих типов:
- С полной перфорацией. Это панели с полностью перфорированной поверхностью. Чаще всего их используют для, чтобы отделать свес крыш из не профилированных материалов – шингласа, мягкой или битумной черепицы. С помощью полностью перфорированных софитов не обшивают фронтонный карниз, так как через отверстия на деревянный каркас проникает вода.
Чтобы выбрать правильные софиты необходимо получить консультацию опытного кровельщика, так только профессиональный мастер может рассчитать правильную степень перфорации панелей, соответствующую конкретной вентиляционной системе, которая обеспечит приток воздуха через свес в мансарду или чердак.
Материалы
Пластиковый вид софита представляет собой панель из поливинилхлорида, оснащенный замком и перфорацией. Это самый дешевый материал, который можно найти, чтобы подшить свес. Разнообразно окрашенные модели подбирают к цвету фасадов или кровельного материала. Чтобы не нарушать целостность облика, в комплект к софитам для подшивки свеса и карниза приобретают сайдинг такого же оттенка для отделки фронтона. Наибольшей популярностью пользуется софит пластиковый коричного цвета, который гармонично сочетается с кровлей традиционных в России темных оттенков.
Металлические софитные панели изготовляют из стали, алюминия и меди. Однако, общая проблема более доступных стальных и алюминиевых панелей в том, что они в разной степени подвержены коррозии. Если оцинкованная сталь вступает в окислительные реакции только при повреждении внешнего покрытия, то защитить алюминий от воды можно только с помощью специального состава. У оксидированных медных софитов нет проблем с коррозией, тем не менее, не каждому по карману установка столь дорогостоящей фурнитуры.
Способы монтажа
Обшивку свесов начинают после окончания основных работ по монтажу кровли, когда скаты и стены мансарды уже утеплили. Монтировать софиты удобнее до установки отливов крыши, чтобы ничего не мешало. В этом процессе нет ничего сложного, поэтому можно, не спеша, взяться за работу своими руками. Подшивку свесов выполняют двумя различными способами:
- Диагональный. Согласно этой методике профиль для монтажа софитов закрепляют прямо на стропильные ноги или кобылки так, что они располагаются под углом к плоскости стен. Этот вариант подходит только для пологих крыш небольшой площади с уклоном до 25 градусов. Опытные строитель редко пользуются этим способом, потому что монтаж софитов под углом отнимает больше времени из-за неудобства работы.
Подшивка – кропотливый процесс, главное в котором аккуратность и точность измерений. Качественно установленные софиты защитят свес от влаги, плесени, насекомых и птиц, при этом не ограничивая доступ свежего воздуха в подкровельное помещение.
Видео-инструкция
Софиты для подшивки карнизного свеса: особенности и монтаж
Работы по устройству кровли и обшивке стен дома обычно заканчиваются подшивкой свесов. Эта процедура придает строению завершенный и аккуратный внешний вид. Дом с неподшитым свесом производит впечатление, как будто он до сих пор находится на стадии строительства. В этой статье мы подробно остановимся на вопросе подшивки свеса с помощью софитов.
Нужно ли подшивать свесы?
Некоторые домовладельцы пытаются сэкономить практически на любых строительных работах, поэтому необязательными в конструкции элементами они часто пренебрегают. Специально для таких читателей сразу скажем, что подшивка свеса софитами целесообразна не только с декоративной точки зрения.
Свес – это часть крыши, которая выступает от стены на определенное расстояние. Таким образом этот элемент обеспечивает защиту фундамента и стены от осадков. При этом сам свес не обладает такой прочностью, как вся остальная часть кровли, которая опирается на стену. Без подшивки сильный ветер будет задувать прямо в кровельный «пирог» и все нагрузку будет брать на себя покрытие. Вместе с ветром может попадать и вода, которая точно благоприятно не скажется на сроке службы утеплителя. Установка софитов создаст герметичный заслон на пути у воды и ветра.
Непдошитый свес – уязвимое место кровли.
Другой причиной подшить свес является мелкая живность, которая просто обожает селиться в уютных уголках и щелях дома. К такой живности относятся не только птицы, но и куда менее приятные «соседи», например, мыши.
Чем еще подшивают свес?
Статья посвящена именно обшивке виниловыми софитами, но стоит сказать пару слов, о материалах, которые также могут использоваться для этого вида работ.
- Доски – наиболее бюджетный вариант подшивочного материала. Используются строганные или обрезные доски. При монтаже на карниз необходимо оставлять вентиляционные зазоры. Негативными чертами являются деформации под влиянием изменения влажности, к тому же древесина подвержена образованию плесни и гниению, поэтому предварительно ее необходимо обработать антисептическими средствами.
Подшивка свеса с помощью досок.
- Вагонка – профилированная обшивочная доска, зазоры у такой доски делать не надо: для вентиляции устанавливаются специальные решетки.
Некоторые виды покрытий требуют установки вентиляционных
решеток для циркуляции воздуха внутри кровельного «пирога»
- Профнастил – профилированные листы металла, также могут использоваться для подшивки свеса. Отличаются легкостью монтажа, так как сразу закрывают большую площадь. При этом материал имеет достаточно большой вес, что нагружает конструкцию, и нуждается в дополнительной вентиляции.
Профнастил – материал удобный в монтаже, но тяжелый.
- Древесные плиты – в большинстве случаев для подшивки используются влагостойкие фанера и ОСП. Материал практичен и может крепиться сразу большими кусками. При этом недостатком является не очень привлекательный внешний вид, поэтому для придания свесу аккуратного внешнего вида ему потребуется покраска.
- Панели из ПВХ (винил) – материал не боится мороза, ультрафиолета и влаги. В течение длительного времени сохраняет привлекательный внешний вид. Такие панели обычно называют виниловыми. Они изготавливаются методом коэкструзии и имеют двухслойную структуру. Из ПВХ изготавливаются софиты для подшивки свеса или панели сайдинга, которые тоже используются для этих задач.
Виды свесов
В конструкции крыши различают два вида свесов: фронтальный и карнизный.
- Фронтальный – часть двухскатной крыши, которая располагается с передней стороны дома. Фронтальный свес имеет наклон, соответствующий наклону всей кровли. Это место принимает на себя серьезные ветровые нагрузки, потоки воздуха могут загонять воду внутрь кровли. Чтобы этого не происходило в этих местах крыша подшивается герметичными элементами.
- Карнизный свес находится с боковой части кровли, имеет горизонтальное расположения. Этот свес важен с точки зрения вентиляции кровельного «пирога». Воздух снизу свеса должен проходить через вентиляционный зазор и выходить через выход КТВ (коньково-точечный вентиль) или конек. Циркуляция воздуха обеспечивает удаление конденсата, соответственно утеплитель не намокает и не теряет своих теплоизоляционных свойств. По этой причине подшивка карнизного свеса требует установки софитов с вентиляционными отверстиями.
Схема вентиляции карнизного свеса через перфорированный софит.
Софиты или сайдинг?
Часто для подшивки свесов вместо софитов используют сайдинг, попробуем разобраться, чем отличаются друг от друга эти покрытия.
- Софиты представляют собой специальный доборный элемент, который рассчитан на подшивку свеса. Деталь может изготавливаться из разных материалов (сталь, ПВХ, алюминий), выбор обычно зависит от материала сайдинга, которым обшивают стены дома. Обычно полезная площадь софита больше, чем у рядового сайдинга. Софиты бывают перфорированные и сплошные. Первые применяются для подшивки карнизных свесов, где требуется вентиляция, сплошные – для фронтальных.
Перфорированный софит имеет отверстия для
проникновения воздуха внутрь кровельного «пирога».
- Сайдинг – панели, используемые для обшивки стен зданий. Они не рассчитаны специально на подшивку свесов, но из-за меньшей цены их часто используют для этой цели. Правда такая экономия не всегда оказывается целесообразной, так как при подшивке карнизных свесов, приходится дополнительно приобретать вентиляционные решетки и вырезать под них отверстия в сайдинге. Оставлять отверстия без решеток не рекомендуется, так как в них будут попадать мусор, а также проникать птицы и насекомые. На фронтальных свесах вентиляцию не делают, поэтому в этих местах использование панелей сайдинга более оправдывает себя, но все равно потребуется подгонка по размерам.
Рядовая панель сайдинга не имеет отверстий, поэтому для установки
ее на карнизный свес, потребуются дополнительные отверстия.
Расчет софитов
Длина софитов обычно превышает ширину свеса (элементы крепятся от стены к краю свеса, чтобы крепежные отверстия попадали на обрешетку кровли), поэтому планки потребуется нарезать под конкретный размер. Чтобы правильно рассчитать общую потребность, необходимо замерить площадь свеса. При раскройке софитов учитывайте вспомогательные элементы и зазор 1-2 мм.
В качестве вспомогательных крепежных элементов могут использоваться молдинги, J-фаски или два J-профиля. Расчет этих элементов производится по измерению периметра кровли. При подшивке карнизов отдельно рассчитывается количество перфорированных планок, стандартное соотношение составляет 1 к 2. Общая площадь вентиляционных отверстия на софитах должна быть равно 1/150 от вентилируемого объема с учетом уже существующих вентиляционных отверстий.
Варианты крепления софитов с различными доборными элементами.
Инструкция по монтажу
Софиты монтируются двумя способами: горизонтально и по стропилам.
- Монтаж к стропилам – при этом способе софиты находятся в наклонной плоскости, обрешетка закрепляется на стропильных ногах, затем на нее крепится сама подшивка. Такой способ монтажа применяется только на крышах с небольшим уклоном.
Обшивка по стропилам производится на
кровлях с небольшим уклоном, не больше 45 градусов.
- Горизонтальный монтаж – под свесом формируют коробку из бруса и досок, которая имеет плоскость параллельную земле. Такой способ предпочтительней при уклоне кровли больше 45 градусов.
Монтаж софитов на горизонтальную коробку под скатом.
Подготовка к монтажу софитов включает обрезку всех выступающих стропильных элементов. Стропила должны выступать на одинаковое расстояние от стены. Затем с карнизного свеса прибивается обвязочная и лобовая доски. С фронтальной стороны – торцевая доска. Рассмотрим пошаговую инструкцию по креплению софитов при помощи двух J-профилей.
Другой способ обшивки с использованием J-фаски, которая перекрывает лобную доску,
при использовании двух J-профилей лобная доска перекрывается еще одним софитом.
- J-профиль обрезается по длине ската. Для раскройки удобнее использовать болгарку, но подойдет и обычная ножовка, только процесс займет больше времени.
- J-профили закрепляются у стены и на краю карниза с помощью саморезов.
- Софиты, которые предварительно нарезаются на нужный размер (с учетом профилей и зазора 6 мм), устанавливаются в профили, сначала в паз вставляется край у стены.
- Софиты прикручиваются на саморезы к обрешетке. Винил имеет свойство расширяться под действием температур, поэтому саморез надо закручивать, оставляя расстояние от шляпки до софита 1 мм. Последующие софиты стыкуются с помощью замковых элементов.
- При монтаже с двумя J-профилями на лобной доске закрепляется еще один рад софитов.
Стыковка софитов с помощью замковых элементов.
Вывод
Подшивка свесов необходима для защиты кровельного «пирога» от попадания влаги. Софиты позволяют быстро смонтировать покрытие, которое хорошо сочетается с фасадом, отделанным сайдингом. Этот доборный элемент обеспечивает необходимую вентиляцию кровельного пространства.
Свесы крыш, подшивка карниза крыши софитом
Строительство крыши – завершающая стадия строительных работ по возведению зданий. Этот процесс проходит в несколько этапов, последним из которых является устройство и подшивка карниза крыши. Для чего это следует делать? Как известно, карниз крыши является элементом, выступающим за плоскость наружных стен здания. Он защищает их от воздействия атмосферных осадков и препятствует проникновению влаги в пространство, находящееся под кровлей. Кроме защитной, карниз выполняет также эстетическую функцию, закрывая внутреннее устройство крыши и придавая ей законченный вид.
Какие виды крыш нуждаются в подшивке свесов
Все виды скатных крыш обязательно должны иметь карнизы. В первую очередь это относится к «теплым» крышам и покрытиям мансард, для предотвращения теплопотерь. Тем не менее «холодные» крыши также требуют подшивку свесов, но с обязательным обеспечением вентиляции. При установке вентилируемых карнизов, следует учесть то, что на односкатных и двускатных крышах, они монтируются только со стороны свеса, а на вальмовых, где все скаты имеют уклон, подшиваются все свесы.
Для эффективности работ очень важным является размер свеса, что напрямую связано с защитой фасадов здания от осадков, и материал, из которого производится подшивка свеса крыши, влияющий на сохранение всех её характеристик. К тому же свесы бывают нескольких типов, подшивка которых осуществляется по-разному.
Типы карнизных свесов
- Свес заподлицо. Такой свес имеет место тогда, когда стропила не выводят за плоскость стен. На них крепится горизонтальная доска, на которой затем монтируется водосточный желоб.
- Открытый свес. Распространенный вариант для частной застройки. Водосточный желоб крепится по краю свеса или к нижнему срезу стропил.
- Закрытый свес. Выступающая за границу стены часть стропил, закрывается карнизом с пазами для крепления элементов подшивки.
- Фронтонный свес. Он может как выступать за плоскость стен и обязательно при этом подшиваться, так и устраиваться заподлицо, в зависимости от архитектурного решения здания.
Требования к подшивке свесов
- Создание надежной защиты конструкции кровли от попадания атмосферных осадков, а также от перепадов влажности и температур окружающей среды.
- Сокращение до минимума теплопотерь в здании, которые, чаще всего, происходят через крышу.
- Обеспечение вентиляции, которая способствует хорошему состоянию конструкций крыши, исключая их загнивание.
Материал, из которого подшиваются свесы крыши, отвечающий всем этим требованиям, и сохраняющий свои свойства как можно дольше, существенно продлит срок её эксплуатации. Для подшивки используют различные материалы: вагонка; профнастил; софиты и т. д. Поэтому мы подробнее остановимся на каждом из них.
Материалы для подшивки свесов
- Доска строганная и обрезная. Это эконом вариант подшивки. Подходит доска толщиной до 22 мм из хвойных пород деревьев. Для обеспечения оптимальной влажности доски до начала работ её хранят на открытом воздухе, а затем перед подшивкой обрабатывают антисептиком. Доски небольшого размера крепят по краям перпендикулярно плоскости наружной стены, а длинные – параллельно стеновой поверхности в специальном коробе с шагом в 1 м. Для обеспечения вентиляции, доски укладывают с промежутком в 1–2 см.
- Профнастил. Он имеет ряд преимуществ. За счет волнообразной конфигурации хорошо обеспечивает вентиляцию пространства под кровлей. Листы, изготовленные из оцинкованной стали, имеют высокую жесткость и прочность. Фабричное покрытие из полимеров обеспечивает стойкость к коррозии, а большая цветовая гамма способствует тому, что подшивка карниза крыши может быть идеально подобрана под цвет её кровельного покрытия. Единственным недостатком является то, что процесс подшивки достаточно сложный, за счет этого, следует нарезать детали и окрашивать срезы.
- Сайдинг ПВХ. Этот материал дает возможность обеспечить эффективную подшивку с минимальными затратами. Для подшивки карнизов в продаже имеются готовые комплекты, в состав которых входят небольшие панели, решетки для вентиляции и уголки. Лучшим вариантом для этих видов работ считается виниловый сайдинг. Он хорошо переносит ветровую нагрузку и обеспечивает вентиляцию пространства под кровлей. Этим материалом карниз крыши обшивается предельно просто – панели из сайдинга ПВХ, имеющие малый вес, крепятся перпендикулярно плоскости стены на деревянный каркас.
- Вагонка. Притом что это самый доступный по цене материал, он имеет некоторые недостатки. К ним относятся потеря товарного вида под воздействием солнца и атмосферных осадков и сложность обеспечения вентиляции за счет плотного прилегания элементов вагонки друг к другу. Поэтому останавливаясь на этом материале, лучше выбрать панели класса «Екстра» и дополнительно к ним приобретать пластиковые вентиляционные решетки.
- Софиты. Этот современный профильный материал разработан специально для подшивки свесов. Софиты, имеющиеся на сегодняшний день в продаже, изготовлены из пластика, оцинковки, алюминия и меди, причем медные – самые прочные и долговечные, а пластиковые – самые дешевые. Все виды софитов снабжены необходимой перфорацией с вентиляционными отверстиями, имеют высокие прочностные свойства, привлекательный вид и не требуют ухода. К тому же подшивка крыши софитом производится достаточно быстро и просто благодаря чему это можно делать самостоятельно. Для крепления софита, не требуется полноценный каркас. Главное, чтобы элементы располагались перпендикулярно поверхности наружных стен.
Для того чтобы подшить свесы крыши самостоятельно, следует соблюдать некоторые правила и применять определенные инструменты для крепления и монтажа.
Рекомендации и необходимые инструменты
- Следует ознакомиться с технологией производства работ.
- Иметь определенные технические навыки.
- Обязательно выполнять требования техники безопасности.
- Подготовить необходимый инвентарь и инструменты (стремянка, дрель, пила, молоток, шуруповерт, измерительные и крепежные приспособления).
Технология работ
Технология подшивочных работ не такая уж и сложная. Главное, соблюдать последовательность всех её этапов.
- Изготовление каркаса. Подходящий каркас можно выполнить из деревянного бруса. Также хорошо зарекомендовал себя для этого металлический профиль, на который обычно крепят гипсокартон. Для подшивки карниза над фасадом здания такой каркас крепят одновременно к стене и к стропилам в нижней их части. Если ширина каркаса больше 50 см, его усиливают дополнительными перемычками. При подшивке фронтонного свеса каркас следует делать в виде короба с ребрами жесткости по углам. Сначала монтируются профили на стропильной части конструкции крыши, а затем устанавливаются настенные профили. После их установки между ними делается угол, соединяя эти два профиля с помощью поперечных планок. Такой короб гораздо легче сделать из профилей для гипсокартона, чем из деревянного бруса.
- Крепеж стартовых профилей. Они служат для удерживания материала обшивки на нужном месте. Работа на этом этапе заключается в креплении к каркасу основного стартового профиля и его угловых элементов. Угловые крепления представляют собой элементы, одна из полок которых большего размера. Это делается для того, чтобы закрыть торец стропил. Крепление стартовых профилей производится на саморезах снизу каркаса (шаг 30 см).
- Монтаж подшивочных элементов. Планки подшивки обрезают по нужным размерам и заводят в стартовые профили. Затем их тоже прикручивают к каркасу саморезами, обеспечивая тем самым максимальную прочность конструкции. Самый сложный момент после этого – правильное сопряжение подшивки фасадной и фронтонной частей карниза. Это можно выполнить, вырезав нужный цельный кусок из профнастила, или же собрать его из софитов или вагонки. Единственный трудоемкий момент здесь заключается в том, что планки следует тщательно подогнать по размерам и установить дополнительные угловые соединения.
Следует помнить о том, что подшивая свесы крыши обрезной доской или вагонкой, их нужно обработать антисептическими и водоотталкивающими составами до начала работ и после них. Вентиляционные отверстия или решетки при любом виде используемого материала подшивки, будь то софит, профнастил или вагонка, следует располагать с определенным интервалом для равномерной вентиляции всей подкровельной части крыши.
Подшивка свесов из качественных материалов, выполненная правильно, с учетом технологии монтажа, прослужит достаточно долго, сохраняя подкровельное пространство крыши и придавая ей, эстетичный вид.