Как правильно наносить кракелюр

0

Как правильно наносить кракелюр

Как правильно наносить кракелюр

Опубликовано в: Статьи

Среди множества смежных техник декора особое место принадлежит такой технике, как однокомпонентный кракелюр (напомню: смежные техники декора – это техники, которые часто применяютсяв декупаже, но при этом являются самостоятельными, т.е. могут использоваться вообще без него; обзор смежных техник декора здесь).

Почему именно однокомпонентный кракелюр? Ведь по сравнению с другими техниками он не является самым популярным?

Могу ответить так:
Во-первых, однокомпонентный кракелюр – это очень яркая и выразительная техника, она является самодостаточной и вообще смотрится довольно необычно. Так здорово наблюдать, как прямо на глазах появляются красивые трещинки… От них невозможно отвести взгляд 🙂

А во-вторых, мое мнение, что однокомпонентный кракелюр – это одна из самых сложных техник, которые вообще применяются в декупаже… Но не пугайтесь сразу, эта техника сложная тогда, когда не знаешь, как управлять кракелюром и делаешь все наугад.

Что такое однокомпонентный кракелюр? Чем он отличается от других кракелюров?

Кракелюры – это трещинки.
Однокомпонентный кракелюр – это трещинки в слое краски, и через эти трещинки у нас проглядывает нижележащая краска. Однокомпонентный (или одношаговый) – потому что мы используем одно средство в одной баночке.
Двухкомпонентный кракелюр – это трещинки в слое лака, и в эти трещинки у нас набилась разная пыль и грязь (или же золотая пудра 🙂 Двухкомпонентный (ли двухшаговый) – потому что используем соответственно две баночки (первый шаг и второй шаг), два разных состава.

Примечание: на самом деле есть и двухшаговые составы, могут давать эффект одношаговых (Creall Crackle), и одношаговые кракелюры, которые могут дать трещинки в лаке (Декола, Таир), но это уже нюансы.

Общая схема работы с одношаговым кракелюром

Однокомпонентный кракелюрный медиум (медиум – это средство) наносится между двумя слоями краски. Получается такой пирог:

Сначала мы заготовку грунтуем, затем красим в цвет трещин те места, где будет кракелюр, полностью просушиваем, затем наносим кракелюрный лак. Лак подсыхает немного (до полного высыхания лучше не сушить — будут мельче и длиннее трещины). Дальше наносим краску основного цвета, после нее можно клеить мотив, патинировать и лакировать.

За счет разницы в поверхностном натяжении кракелюрный лак трескает краску основного цвета, и, поскольку лак почти прозрачный (только чуть-чуть желтит), в трещинах виден предыдущий слой краски.

Почему все-таки эта техника такая сложная?

Дело в том, что верхний слой краски нужно накладывать особым образом:

  • Во-первых, нельзя красить дважды по одному и тому же месту (если краску наносим кистью), потому что трещинки начинают образовываться сразу же;
  • во-вторых (и это самое главное), за один раз краску нужно нанести максимально ровным, укрывистым слоем, чтобы через нее не просвечивала нижележащая краска (особенно это актуально для темных трещин на светлом фоне);
  • И в третьих, верхний слой краски должен выглядеть максимально естественно, как будто это краска потрескалась, а не мы решили тут кракелюр сделать 🙂

Консистенция краски

Консистенция краски основного цвета очень важна – не жидкая, но и не густая, чтобы кракелюрный лак ее смог потрескать. Оптимально – консистенция негустой сметаны, легкая и как бы воздушная. Но слишком жидкую делать тоже нельзя – может не потрескаться.
Также для красивых трещин важно эту краску наносить ровно, с одинаковым нажимом на кисть. Если нажмем сильнее – слой краски будет тонким, и трещины будут длинными и вытянутыми, тонкими (при нанесении кистью) или мелкими и «чешуистыми» (при нанесении губкой).


Здесь, например, четко видны мазки кисти — это ошибка.


А эти трещинки из разряда «а вот здесь мастерица решила сделать кракелюр»: четко видны границы кракелюра и получается очень неестественно (на самом деле это моя самая первая проба одношаговых составов 🙂

Возможности однокомпонентного кракелюра

Казалось бы – трещины и трещины… А на самом деле трещинки могут быть большими и маленькими, напоминать кору березы, стену, забор, облупившуюся штукатурку, мозаику, чешуйки или, например, торнадо… Главное – правильно комбинировать губку, кисть, слои краски и просушку кракелюрного лака. Ну и, конечно, подобрать кракелюрный состав под стиль вашей работы. Не все составы, конечно, на такое способны, но об этом дальше.

Одношаговый кракелюр декола:

Он же 🙂

И это, между прочим, тоже декола:

А ниже будут бусы — все та же декола 🙂 И все трещинки — разные…

А вот, например, ToDo — совершенно другой вид:

В целом характер трещин зависит от:

  • кракелюрного состава;
  • толщины слоя лака;
  • степени его просушки;
  • консистенции краски основного цвета;
  • толщины слоя краски основного цвета;
  • нанесения краски основного цвета.

Ни в одной другой технике декора нет столько условий (разве что в двухкомпонентных кракелюрах, но там все понятно в случае каждого конкретного состава). Вот поэтому я и называю эту технику действительно сложной как технически, так и стилистически. B самое сложное в этой технике — подсушить кракелюр до нужного состояния и нанести на него краску так, чтобы получились красивые выразительные трещинки, гармонирующие с заготовкой и мотивом.

Какой кракелюрный лак выбрать?

Как всегда, на полках магазинов для творчества вы найдете множество баночек с одношаговыми составами: российские, итальянские, немецкие и т.д. К сожалению, каждый состав дает разные трещинки, и выбрать тот состав, который однозначно понравится, с первого раза вряд ли получится.

Поэтому сразу скажу: я пробовала разные кракелюры, и все-таки самым лучшим из тех, что я пробовала, считаю… самый дешевый и простой лак Деколу. Также мне понравился Таир (он оказался очень похож на деколу). Остальные (Акриланас, ToDo и Maimeri) по размеру трещин более уместны на мебели, чем на рамках, шкатулках и бусах.

Декола дает очень изящные трещинки, которые органично смотрятся на небольших предметах. Самые большие трещины (до 2 см) можно получить кистью, самые мелкие (от 1 мм до 1 см) – губкой.

Небольшие ограничения

Будьте аккуратны со строительными красками – не все будут трескаться, в отличие от художественных.

А краски-металлики вообще не дают трещин. Мы можем спокойно их использовать, чтобы сделать, например, золотые трещины на коричневом фоне; а если наоборот, то все намного сложнее. Можно сделать коричневые трещины на фоне охры (приглушенно-желтый), а затем охру слегка тонировать золотом…

Также очень важный вопрос – чем покрывать однокомпонентный кракелюр. Не знаю, почему, но производители очень редко пишут о том, что их однокомпонентные составы надо покрывать неводным лаком – это притом, что одношаговые составы делаются на основе гуммиарабика и панически боятся воды. Так что имейте в виду — два слоя акрилового лака при аккуратном нанесении такая работа выдержит, но все последующие слои будут трескаться и замутнять трещины.

И напоследок –

Замечание, которое относится к любой из смежных техник. Применяя однокомпонентный кракелюр, задайте себе вопрос: зачем я его здесь использую? Какую смысловую нагрузку он несет? Можно ли обойтись без него, не будет ли он на этой работе лишний?

Я не буду выкладывать здесь фотографию одной работы, найденную в интернете, только опишу ее словами, но, думаю, вы прекрасно себе это представите: КРАКЕЛЮР ПОД СОБАЧКАМИ (одношаговый кракелюр, сверху на него наклеен мотив с собачками, и через собачек просвечивают коричневые трещины). Сразу встает вопрос: что автор хотел сказать этими коричневыми трещинами под несчастными щенками 🙂

Поэтому перед применением кракелюра обязательно убедитесь, что у вас не получается «кракелюр под собачками». Можно делать трещины рядом с мотивом, а можно под мотивом, но в случае с живыми существами лучше делать рядом…

С этим кракелюром можно делать столько интересных работ: главное – научиться им уверенно управлять и выдерживать стилистику. И, поскольку нюансов здесь очень и очень много, за одну-две статьи это описать невозможно: нужно много теории и практики.

Читать еще:  Как правильно посадить азалию

Техника кракелюр: мастер-класс для любителей декупажа и не только

Кракелюром (от французского слова «craquelure») называют трещинки слоя краски или лака на произведениях живописи. В современном дизайне стало очень популярным искусственное состаривание поверхности предметов интерьера, которое также называют «кракелюр». Мастер-классы по созданию различных изделий, имеющих неповторимый шарм старины, стоят довольно дорого. Зная основы техники такого декора, любой человек может самостоятельно создать уникальные предметы интерьера.

Как можно получить кракелюр?

Техника кракелюр, несмотря на все новые составы, все-таки не может соперничать с натуральными трещинками на произведениях искусства. Именно поэтому специалисты могут легко отличить оригинал старинного предмета от подделки.

Инструменты и материалы для нанесения кракелюра

Практически на любые поверхности можно наносить кракелюр. Мастер-классы по покрытию лаками стекла, дерева, керамики, металла или бумаги, невзирая на некоторую схожесть, все же имеют определенные различия. Именно поэтому для каждого из этих видов материалов следует применять наиболее подходящую технику выполнения данного дизайна.

• фен для сушки изделия;

• краски акриловые (желательно контрастных тонов);

• однокомпонентный кракелюрный и финишный лаки.

При отсутствии дорогостоящих составов можно использовать доступные подручные материалы: яичные белки, клей ПВА, столовый уксус, гель для стирки, желатин. Существует несколько способов нанесения кракелюрных лаков на различные поверхности. Ниже представлены самые популярные из них.

Однофазный кракелюр

На тщательно очищенную поверхность предмета наносится грунтовка (выбирается в зависимости от материала, из которого изготовлена вещь). Для ускорения процесса высыхания состава используется фен. На подсохшую грунтовку наносится акриловая краска. Именно она будет просвечиваться в образующихся трещинках. После ее высыхания поверх равномерно наносят кракелюрный лак. При этом нужно помнить, что чем толще его слой, тем крупнее в итоге получатся трещины. Когда лак немного подсохнет и не будет приставать к пальцам (не теряя при этом своей липкости), на него наносят основную (вторую) акриловую краску. Примерно через 10 минут на поверхности предмета начнут появляться трещинки.

Высохшую краску аккуратно покрывают финишным лаком. Это покрытие и называют «одношаговый кракелюр». Мастер-класс декорирования в этой технике сможет повторить даже человек, далекий от дизайна и искусства. Данный способ отделки отлично подходит для украшения фарфоровых и деревянных предметов интерьера, шкатулок, рамок под фотографии. Оттачивая свое мастерство в этой технике, можно создавать уникальные изделия.

Декупаж. Кракелюр (мастер-класс)

Для работы требуется само изделие, водоэмульсионная краска двух тонов, клей ПВА, вырезанные и подобранные рисунки, лак акриловый, художественные кисти, фен.

Этапы выполнения кракелюра в технике декупаж

• Очищение и обезжиривание поверхности предмета с помощью спирта.

• Нанесение на поверхность равномерного слоя водоэмульсионной краски при помощи художественной кисти. Сушка до полного высыхания.

• Нанесение на поверхность слоя клея ПВА движениями кисти сверху вниз или слева направо.

• После высыхания предмета наносится контрастная (вторая) краска. Движения кисти должны быть такими, как и при нанесении клея.

• Не дожидаясь, пока краска высохнет, на поверхность предмета направляется струя горячего воздуха из фена. Под ее воздействием покрытие начнет трескаться. Чем дольше будет сушиться изделие, тем грубее и глубже будут трещины.

• Предмет декорируется салфетками при помощи клея. Высохшее изделие покрывается несколькими слоями акрилового бесцветного лака.

Такой кракелюр хорошо смотрится на посуде, цветочных горшках, вазах, подносах.

Двухшаговый кракелюр

• Очищенную поверхность предмета покрывают 2 слоями акрилового лака. После его высыхания на него обильным слоем наносится шеллак. Чем толще он будет, тем крупнее и грубее будут трещинки. Для получения едва заметной ажурной сеточки достаточно будет тонкого слоя шеллака. При нанесении этого вещества следует избегать возможных подтеков, поскольку эту ошибку практически невозможно исправить.

• Когда поверхность шеллака слегка подсохнет, но будет все еще липкой, сверху на нее густым слоем наносят гуммиарабик (консистенция жидкой сметаны). Легкими движениями подушечек пальцев это вещество растирается по всей поверхности. Примерно через 3 минуты гуммиарабик начнет прилипать к рукам. В это время «массажные» движения необходимо прекратить.

• При высыхании гуммиарабика на поверхности будут образовываться трещины. Для их подчеркивания в них втирается битум. Затем по трещинам наносят золотистую или серебристую пудру.

• Готовое изделие покрывается финишным лаком.

Кракелюр на стеклянных предметах

Для работы понадобится сам предмет, акриловая краска 2 контрастных тонов, лак, синтетическая художественная кисть, кракелюрный лак. Стеклянную поверхность, на которую будет наноситься декор, обезжиривают спиртом. Затем ее грунтуют акриловым лаком. После его высыхания наносят краску одного тона (он будет просвечиваться в трещинках). После этого на поверхность наносят кракелюрный лак. Когда он немного подсохнет, но еще не потеряет своей липкости, изделие покрывают основной (второй) акриловой краской. После появления трещинок и высыхания состава на поверхность наносят лак.

Кракелюр на деревянной поверхности

Данная техника декора чаще всего используется для отделки старой мебели, которая может стать изюминкой интерьера. При этом можно использовать как одно-, так и двухшаговый кракелюр. Мастер-класс по дереву практически ничем не отличается от вышеперечисленных приемов обработки поверхности. Основными условиями успешного декорирования мебели и других предметов в технике кракелюр является их тщательная очистка от старых лакокрасочных покрытий и шпаклевание повреждений.

Особенности нанесения кракелюра

• Художественная кисточка должна быть только синтетической.

• После высыхания кракелюрного лака трещины часто затирают «серебрянкой», «золотым порошком», масляной краской темного тона. После этого остатки этих средств удаляют с поверхности растительным маслом и протирают ее насухо. Обработанное изделие покрывают акриловым лаком. Этот прием позволяет даже простой предмет превратить в произведение искусства.

• Перед нанесением лак нельзя взбалтывать, чтобы не образовались пузырьки. Помещение для работы должно быть очищено от пыли и тщательно проветрено.

• Трещинки на поверхности имеют то же направление, что и движение кисти. Для получения так называемой кракелюрной сеточки используют губку или делают очень маленькие мазки.

Кракелюр своими руками — модный тренд сезона

Винтажный стиль востребован не только у современных модниц в одежде и украшениях, но и в дизайнерских интерьерах. Обстановка «под старину» создает особый уют и романтичность. Кракелюр на мебели — удачное решение для тех мастеров, которые самостоятельно хотят придать налет времени стандартному комоду или обычному зеркалу, превратив его в чудесную винтажную вещь.

Что такое кракелюр

Эта техника появилась в XVIII веке, первыми ее начали использовать французские мастера. Сегодня с помощью нанесения на поверхность изделия искусственно созданных трещин создается изысканный эффект состаривания. Это увеличивает художественную ценность вещей и придает предметам особый шарм, индивидуальность.

Техническая сторона процесса подразумевает наложение двух красящих слоев контрастных цветов, между которыми наносят специальный лак, который высыхает и образует на поверхности небольшие трещинки.

Создается всегда разный декоративный результат, на который влияют:

  • густота составов;
  • длина и форма мазков;
  • толщина слоев.

Эффект усиливают применением патины, втиранием битума, порошков металлических оттенков.

Из чего приготовить рабочий состав в домашних условиях

Кракелюр своими руками сделать не так уж сложно, главное — приобрести необходимые материалы и запастись терпением. Необязательно разыскивать наборы лаков в специализированных художественных магазинах.

Преобразить безликий предмет можно с помощью обычных продуктов и веществ:

  • желатина;
  • яичного белка;
  • клея ПВА;
  • скорлупы от яиц.

Обычные продукты и вещества для уборки или стирки помогут в тех случаях, когда нет возможности купить кракелюрный набор.

Немного поэкспериментировав, определяют, какую тактику выбрать, если хочется создать из надоевшего стула или стола чудесную вещь в стиле шебби-шик.

Из желатина

Кракелюрный лак своими руками достаточно просто сделать из обычного пищевого желатина.

Инструкция по изготовлению и нанесению кракелюра:

  1. 1 ст. л. порошка залить 1 стаканом теплой воды.
  2. Оставить набухать на небольшой промежуток времени.
  3. Нагреть состав на водяной бане до полного растворения всех комочков и получения однородной консистенции.
  4. Хорошо остудить.
  5. Смазать предварительно окрашенную в нужный цвет площадь ровным слоем.
  6. Подождать, пока подсохнет.
  7. Затем покрыть другим оттенком.
  8. Высушить с помощью фена.
Читать еще:  Как правильно посадить яблоню и грушу осенью

Полученную сеть трещинок легко смыть, если результат не устраивает — для начинающих это замечательная возможность потренироваться. Желатин никогда не обретет твердости, нужной для практичного использования вещей в обиходе, поэтому декорированные места обязательно лакируют после тщательной просушки.

Из геля

Этот способ интересен тем, что удобен для нанесения на ткань. Если в качестве основы выбран тканый материал, то нижний оттеночный слой не является обязательным.

  1. Гель для стирки набирают кистью или губкой и равномерными мазками накладывают на поверхность.
  2. Затем губкой же покрывают слоем жидкой акриловой краски.
  3. Высыхание геля способствует растрескиванию верхнего окрашенного слоя.
  4. Лакируют после тщательной сушки.

Не стоит растирать слои и давить на губку с усилием. На ткани и дереве гель впитывается и высыхает быстрее. Декор стекла и пластика потребует определенной сноровки.

Из яичного белка

Вариант подойдет, когда необходимо искусственно состарить большую площадь на мебели или даже стене. Предварительно поверхность окрашивается и хорошо просушивается.

  1. Свежие сырые яйца аккуратно разделяют на белок и желток.
  2. Широкой кистью, не взбалтывая, чтоб избежать появления пузырьков, белок намазывают на подготовленный предмет.
  3. Дают просохнуть, не применяя фен или лучи прямого яркого солнца.
  4. Контрастным оттенком сверху красят аккуратно, следя за равномерностью нанесения.
  5. Лакируют, когда трещинки уже абсолютно сухие и твердые.

Метод простой и дешевый, поэтому рукодельницы часто им пользуются. Следует учитывать, что трескается белок мелкой, тонкой сеткой, создавая однородный тон.

С помощью уксуса

Самый простой способ, основанный на взаимодействии свежего слоя краски и столового уксуса.

Получить широкие рваные трещины помогает следующий алгоритм:

  1. Сухой и чистый предмет окрашивают акриловой эмалью.
  2. После тщательной просушки первого слоя наносят контрастный оттенок.
  3. Губкой, смоченной в столовом уксусе, легко и хаотично ударяют по свежеокрашенной поверхности.
  4. Следят за тем, чтобы покров трескался равномерно, красиво.

Лучше всего такое мероприятие проводить на свежем воздухе, открытой террасе, балконе. В помещении запах уксуса потом выветривать довольно долго.

Особенности создания кракелюра

Техника отличается сложностью, потому что способ нанесения рабочего вещества, качество кисточек и метод сушки влияют на конечный результат.

Следует тщательно соблюдать технические рекомендации:

  • совершать мазки равномерно, с одинаковым нажатием, не заходя на предыдущие;
  • использовать только синтетические кисти в работе;
  • не создавать нарочито ровных однотипных движений, чтобы поверхность трескалась естественно хаотично, а не одинаковой искусственно созданной сеточкой;
  • слои должны быть максимально однородными и ровными;
  • не проходить кисточкой или губкой несколько раз по одному и тому же месту;
  • стараться плавно сглаживать переходы кракле в основной тон или красиво оформлять границы.

Нужно учесть, что некоторые строительные краски не потрескаются, в отличие от художественных. Если нет опыта работы с купленной эмалью, нужно сделать тестовый вариант на ненужном кусочке подходящей текстуры. Металлики вообще не трескаются — их нельзя применять в качестве верхнего слоя, только для основы.

Подбирая способ декорирования вещи, обязательно представьте в воображении готовый результат. Если все элементы гармонируют между собой, а детали выгодно оттеняют друг друга, смело беритесь за эксперимент. Однокомпонентные кракелюры покрывайте лаком не на воде, поскольку акриловый испортит работу, замутняя трещины и все более неравномерно ложась с каждым разом.

Как сделать самостоятельно

Кракелюр на стенах своими руками — экономный вариант, позволяющий выгодно подчеркнуть красивую классическую мебель или обстановку в духе «кантри». Нужно воспользоваться водорастворимой акриловой эмалью двух цветов и кракелюрным лаком. Стены предварительно грунтуют, а готовый результат покрывают воском, защитным матовым составом.

Необходимые инструменты и материалы

Для декора мелких вещиц и небольших площадей не нужно приобретать много инструментов.

Чаще всего достаточно приготовить:

  • кисть из синтетики необходимой ширины;
  • губку или кусочек поролона;
  • резиновые перчатки для защиты рук;
  • емкости различной величины;
  • фен.

Если требуется обработать большую площадь, то используют еще и малярный шпатель, который позволит ускорить процесс. Выбор материалов зависит от способа, которому отдано предпочтение.

В художественных магазинах приобретают:

  • краски масляные, акриловые;
  • гуммиарабик;
  • битум декоративный;
  • наборы для однокомпонентного или двухкомпонентного кракелюра;
  • специальное защитное вещество.

Гель для стирки продается практически в любом хозяйственном супермаркете.

В строительных магазинах тоже можно найти все, что позволит сделать вещь не только красивой, но и функциональной:

  • акриловая эмаль;
  • красящие пигменты;
  • лак на водной и неводной основе;
  • грунтовка для стен или дерева;
  • клей ПВА.

Одношаговый

Кракле получается путем самопроизвольного растрескивания высыхающего состава, который наносят между двух слоев краски. Важным моментом считается умение правильно выбрать время для нанесения оттенка сверху. Чтобы он успел образовать красивый узор, окрашивать начинают, когда лак не совсем просох и слегка липнет к пальцу при легком нажатии. Если сделать это поздно, не получится никакого эффекта.

  1. Грунтовка изделия.
  2. Покраска в цвет трещин.
  3. Лакирование.
  4. Подсушивание.
  5. Окрашивание в основной оттенок.

Принцип такой: чем толще слой, тем крупнее получаются трещины.

Двушаговый

В магазинах для художников продаются наборы для создания кракле в две фазы: сначала наносят один состав— застывающий, затем второй — заставляющий растрескаться первый. Это наиболее удобный способ.

Но если дома есть шеллак и гуммиарабик, то вещи легко преобразить, следуя этой инструкции:

  1. Обезжиривают очищенную поверхность.
  2. Покрывают двумя слоями акрилового лака.
  3. Наносят ровно и аккуратно шеллак, подсушивают, но не до конца.
  4. Растирают сверху гуммиарабик, который растрескается, когда засохнет коркой.
  5. Трещинки заполняют цветным порошком, битумом.

Обязательно наносят защитное покрытие.

На клей ПВА

Вещь, которую собираются подвергнуть обработке, сначала тщательно моют и протирают.

  1. Клей лучше купить густой, например, для дерева.
  2. Покрасить изделие, лучше в два слоя.
  3. Клей распределить равномерно, чтобы основа не проглядывала.
  4. Дождаться, пока ПВА схватится тонкой, но прочной пленкой.
  5. Акриловой эмалью сверху нанести нужный оттенок.
  6. Подсушить феном сразу же.

Спустя несколько часов можно сделать декупаж салфеткой. Финишное защитное покрытие обязательно.

Из яичной скорлупы

Легкий и увлекательный метод. Для работы понадобятся скорлупа и клей.

  1. Площадь для украшения обезжиривают.
  2. ПВА наносят небольшими участками, не давая ему засохнуть.
  3. На смазанную область приклеивают кусочки скорлупы, подбирая их по размеру или цвету, подобно мозаике.
  4. Готовое изделие просушивают и лакируют.

Таким способом собирают целые картины или панно, наклеивая сверху салфетки с красивыми сюжетами. Скорлупу легко подхватывать пинцетом, заранее ее разламывают до нужных размеров и сортируют.

Рекомендации

Рабочее место перед процессом обязательно подготавливают: стол укрывают клеенкой или старыми газетами, включают хорошее удобное освещение.

  • предварительно проведите влажную уборку помещения, не позволяя пыли испортить работу;
  • уберите излишки клея старой ветошью;
  • пользуясь феном, не включайте поток слишком горячего воздуха, лучше поставьте теплый режим;
  • кисти после работы промывайте с хозяйственным мылом.

Защитить от случайных брызг одежду и кожу поможет фартук. Закончив декорировать, проветрите комнату и закройте все баночки с краской.

Видео о декорировании бутылки

В ролике описан процесс декорирования бутылки с помощью ПВА.

Особенности одношагового и двухшагового кракелюра

Кракелюр – это искусственное состаривание поверхности. Относится к смешанным техникам, то есть он может использоваться как в сочетании с другими методами оформлениями, так и самостоятельно. Он применяется при оформлении мебели, создании декоративных предметов интерьера, украшений и так далее. Освоить эту технику не так сложно, как кажется – главное, соблюдать инструкцию по использованию и знать особенности видов кракелюрных лаков.

Разновидности

Современные производители предлагают 2 вида – одношаговый кракелюр и двухшаговый. Первый из них хорошо подходит для начинающих мастеров благодаря простоте нанесения. Поверхность, обработанная таким лаком, напоминает растрескавшуюся от времени эмаль. Из-под поверхности лака проглядывает слой акриловой краски – основа.

Читать еще:  Как правильно снять показания электронного счетчика электроэнергии

Двухшаговый кракелюрный лак сложнее в использовании, но зато и эффект он дает другой – более красивый, эстетичный, натуральный. Благодаря тому, что в этом случае трескается сам лак, он не перекрывает предыдущий слой (например, какую-то картинку, изображение), и его можно применять для отделки самых разных поверхностей.

В декупаже используются оба вида. Все зависит от степени мастерства декоратора, его умения работать с этим материалом. Кракелюр не отличается повышенной сложностью, но все же требует определенных навыков.

При этом вид лака не играет особо важной роли. Кто-то считает более сложным двухшаговый кракелюр, для кого-то работа с одношаговым представляет трудности.

Как наносить?

Как и в случае с любыми другими декоративными средствами, работа с кракелюром требует соблюдения некоторых правил, касающихся подготовки поверхности и последовательности нанесения слоев. Для каждого вида лака они свои.

Одношаговый

Так, для того чтобы правильно пользоваться одношаговым кракелюром, необходимо придерживаться нужной последовательности.

  1. Загрунтовать декорируемую поверхность.
  2. После того как грунтовка высохнет – нанести слой акриловой краски (основу).
  3. Окрашенная поверхность покрывается лаком (1 слой).
  4. Пока лак не окончательно высох – нанести второй слой краски.
  5. Сверху можно нанести салфетку с нужным рисунком. Для этого отделить два нижних слоя, верхний – с картинкой – уложить на файл. Затем промазать клеем, приложить к поверхности, разгладить. В конце аккуратно убрать файл так, чтобы картинка осталась невредимой.
  6. Финальный этап – нанесение простого лака, например, акрилового. Он может быть матовым, глянцевым, прозрачным – любым, в зависимости от предпочтений мастера.

Если последовательность использования этого вида кракелюра изобразить в виде схемы, получится своеобразный «пирог» – грунтовка, краска, лак, краска, картинка, акриловый лак.

Все тайны одношагового кракелюра

О краклюре.
Кракелюры – это трещины, которые появляются на живописных полотнах и на лакокрасочных покрытиях в процессе старения.
Одношаговый кракелюрный лак позволяет получить искусственно состаренные покрытия. Его можно использовать для декоративного оформления различных изделий: рамок, шкатулок, браслетов, мебели, посуды и др.
Одношаговый кракелюр выглядит, как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски.

Поверхности.

Одношаговый кракелюр можно делать как на твердых пористых поверхностях, таких как: дерево, неглазурованная керамика, картон, холст. Так и на менее пористых: металл и стекло.
Порядок работы на всех типах поверхностей одинаков, отличие лишь в самом первом шаге – в грунтовке.
Подготовка поверхности – грунтовка.

Пористые поверхности.

На пористые поверхности наносим акриловый грунт плоской синтетической кистью в 2-3 слоя. Для того, чтобы грунт ложился ровно – каждый следующий слой следует наносить перпендикулярно предыдущему. Каждому слою даем тщательно просохнуть от 30 минут до 1 часа. Если при нанесении грунта его слой получился достаточно толстым и неровным, то после полного высыхания грунта его можно пошкурить. Не стоит использовать очень грубую наждачную бумагу. Для полировки грунта вполне будет достаточно взять наждачку # 1.

Стекло и глазурованная керамика.

Перед тем, как делать одношаговый кракелюр на стекле- его необходимо тщательно помыть и обезжирить- протереть спиртом.
После этого наносим на стекло грунт. Не стоит наносить акриловый грунт на стекло, если вы хотите в дальнейшем использовать это изделие в быту. Так как грунт может легко сойти пленкой вместе со всем декором.
Лучше использовать специальный грунт для стекла. Такой грунт выпускает фирма Maimeri. В банке этот грунт мутновато-белый, при высыхании становится абсолютно прозрачным. Наносить этот грунт следует в один слой плоской синтетической кистью. Кисть после использования моем в воде.
Также, вместо специального грунта стекло можно покрыть клеем-лаком для декупажа фирмы Viva decor. В ассортименте есть матовый и глянцевый клей. Этот клей-лак универсальный, подходит для техники декупаж как на пористых поверхностях, так и на стекле.

Металл.

Для металлических поверхностей существует специальный грунт, который продается в строительных магазинах.
Наносит обычный акриловый грунт на металл не стоит, потому что, как и в случае со стеклом, он может сойти пленкой.

Старые поверхности.

Если у вас возникло желание обновить старую мебель, покрытую лаком, то здесь придется набраться терпения и запастись свободным временем, т.к. это процесс не быстрый.
Перед тем, как грунтовать старую лакированную поверхность ее нужно очистить от старого лака.
Если слой лака небольшой, то можно убрать его при помощи грубой наждачной бумаги. Если же это старая добротная советская лакировка, то в этом случае нужна тяжелая артиллерия- специальные средства на основе растворителя, которые продаются в строительных магазинах или же промышленный строительный фен(обычный не поможет).
Какой бы способ вы не выбрали- специальное средства для очистки от старого лака или спец.фен- нужно быть готовым к сильным малоприятным запахам растворителя. Поэтому лучше всего убирать старый лак с мебели в хорошо проветриваемом помещении, на лестничной клетке или на улице.

Для работы нам понадобится:
– декорируемый предмет
– грунт
– акриловая краска (цвет фона+цвет трещин)
– одношаговый кракелюрный лак
– кисть плоская синтетика
– спонж
– акриловый лак
– стаканчик с водой
– салфетки для вытирания кистей

Порядок работы:

1. Создаем цвет трещин – наносим на поверхность акриловую краску плоской синтетической кистью.
Можно нанести несколько цветов акриловой краски, тогда трещинки получатся разноцветными, это смотрится очень интересно. Даем краске полностью высохнуть около 30 минут.
Здесь мы можем наносить любой вид акриловой краски- матовую, глянцевую или металлик.

2. Наносим одношаговый кракелюрный лак плоской синтетической кистью. Чем толще слой лака, тем крупнее получатся трещины.
Не обязательно покрывать кракелюрным лаком полностью всю поверхность, можно покрыть только отдельные участки (верхний слой краски растрескается только там, есть лак). В этом случае, для того чтобы эффект состаривания смотрелся естественно, при нанесении границы лака следует делать плавными.
Дать лаку просохнуть примерно 20-30 минут. Проверить готовность довольно просто – проверяем лак пальцем “на отлип”. Если лак липнет, но не пачкает палец, то можно переходить к следующему шагу.
Очень важно следить, чтобы лак не пересыхал – для получения эффекта растрескивания поверхность лака перед нанесением краски должна быть слегка липкой. Если лак окончательно высохнет, то он не сможет растрескать краску.

Одношаговые кракелюрные лаки всех фирм на водной основе (кисть после работы отмываем в воде).

3. Создаем цвет фона – наносим матовую (обязательно!) акриловую краску плоской синтетической кистью или спонжем в один слой. Глянцевая краска и краска металлик не растрескиваются.
Важно! При нанесении краски спонжем трещины получаются более естественные, а при нанесении кистью – более геометрические.
Спонжем наносить краску проще, она ложится ровнее и без подтеков. Не стоит набирать на спонж слишком много краски.
Размер и ширина трещин зависят от толщины слоев лака и краски, а также от направления движения кисти. Краску необходимо наносить одним мазком, нельзя проводить кистью с краской несколько раз по одному и тому же участку поверхности, т.к. в этом случае краска будет ложиться неравномерно.
Когда краска полностью высохнет, через трещины верхней краски будет виден первый красочный слой.

4. После полного высыхания краски, при желании, можно приступать к дополнительному декору поверхности: сделать декупаж, нанести акриловую краску или структурную пасту через трафарет, сделать рисунок контурной краской и многое-многое другое.
5. В завершении, для защиты работы от влаги и царапин покрываем ее финишным акриловым лаком (глянцевым, сатиновым или матовым). Лак наносим плоской синтетической кистью.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии