Как правильно расставить свет для фотосессии
Как правильно расставить свет для фотосессии
10 световых схем для фотографирования
Без чего не может быть фотографии? Правильно: без света. Существует два основных света: естественный и искусственный. Естественный – это солнышко, понятно. Искусственный делится на постоянный и импульсный. Мы сегодня поговорим о искусственном постоянном свете, то есть – о работе в студии. Тема сегодняшней статьи – десять основных схем для фотографирования.
Давайте сразу определимся с тем, какие бывают виды студийного света.
Всего их четыре: контровый, фоновый, заполняющий, рисующий. Согласно классической традиции их следует выставлять обратно тому порядку, который мы тут указали. Но мы считаем, что времена меняются и ничто не стоит на месте, в том числе и фотография.
Характеристики света
Есть критерии, по которым и оценивают свет. И вы должны их все усвоить, чтобы дальше было проще воспринимать содержимое нашей статьи.
- Мягкий / жесткий свет. То есть характеристика характера света. Мягкий свет часто делают синонимом «рассеянного», что не совсем верно. Это однобокое понимание. Лучше сказать, при мягком свете площадь световой поверхности больше, если сравнивать с объектом. Жесткий – это направленный свет (он создает глубокие тени, градиент невелик, контрастность высокая). В жестком больше драмы, яркости.
Каким способом мы получаем освещение. Какой характер: направленный, рассеянный или отраженный?
Направленность. За точку отсчета берется модель и вот как направлен относительно неё (фронтально, боком, контрово, вверх или вниз), так направление и называется.
Характер источника. С этого мы начинали. То есть – об искусственном или естественном свете идет речь.
Виды источников света
Фоновый
Фоновый свет, как следует из названия, освещает фон. Для него используется направленный или мягкий и рассеянный свет. Главная задача фонового света – выделить объект съемки, отделить модель от фона. Если вы хотите получить идеальный белый фон, то следует на задник направить свет более мощный, нежели на объект.
Контровый (контровой)
От слова counter (встречный). Как следует из названия, он отвечает за создание контура. Выставляется за моделью (между объектом съемки и фоном). У выдаваемого при помощи этого света светового контура может быть несколько функций: имитация воздушной дымки, подсветка фактуры, игра со светом на прозрачных и полупрозрачных предметах съемки.
Соответственно: чем ближе стоит источник света к камере, тем больше полоса контура и чем дальше, тем уже. Более-менее понятно?
Заполняющий
Как мы уже сказали, в классической фотографии рассказ об источниках света начинают именно с него. Функция данного источника света – сбалансированно осветить модель, то есть сделать так, чтобы стали хорошо видны детали, а видимые тени, напротив, – убрались. При настройке можно опираться на уровни.
Рисующий (key light)
Его еще называют «ключевой свет». Это основной свет в любой схеме.
Он, согласно своему названию, отвечает за прорисовку основных объемов, форм и фактуры модели. Обычно для него используется боковой свет, который поднимают немного повыше, чем находится верхняя точка модели.
Как настраивается свет?
- Устанавливаем на источнике света среднюю мощность;
- Делаем пробный кадр, анализируем полученный вариант;
- Делаем поправки по мощности – больше или меньше (в зависимости от того, что нам нужно получить);
- Переход к следующему источнику.
Стандартная настройка фотоаппарата при студийной съемке:
- ISO – 100, выдержка – 1/160, F – 8.
Десять схем для студийной съемки
Гвоздь нашей программы. Прежде, чем перейти к основной теме, заметим, что важно научиться сначала управляться двумя источниками света. Как только вы их в совершенстве освоите, для вас не будет проблемой ни пять, ни шесть, ни пятнадцать источников. Плюс два источника – это стандарт.
Схема номер один
Здесь используются моноблок и тарелка. Да, фон белый. На выходе получается жесткий рисунок с четким переходом между тенью и светом, без градиента (плавного перехода).
Модель располагается в данном случае близко к фону. В таком случае фронтальный свет даст хорошую плотную и короткую тень. Это очень здорово смотрится. Что касается моноблока, то варианты использования зависят от вашей авторской концепции. Сориентируем: если моноблок расположен над моделью, длина тени будет больше. И чем выше, тем – длиннее. Мы рекомендуем в данном случае использовать стойку-журавль, которая имеет несомненные преимущества перед обычной стойкой, потому что ее можно выставить строго напротив объекта съемки и она не будет вам мешать в процессе.
Схема номер два
В данном случае подразумевается использование двух источников (два моноблока плюс два белых зонта). И белый фон. Ставим свет по диагональной плоскости. Ключевой, то есть – рисующий свет является здесь основным источников.
Он дает мягкость. Далее – заполняющий, он выполняет вспомогательную функцию, то есть – призван убирать провалы по теням справа. Он же придает объем при портретной съемке. Рекомендуем развернуть объект в ¾ к камере. Рисующий свет ставится напротив / немного выше лица. Заполняющий ориентируется на уровень плеч. Свет на фоне должен равномерно распределиться. Порегулируйте мощность и попробуйте незначительно поменять ракурс источников.
Схема номер три
Оборудование: моноблоки, белый фон и зонты белого цвета. Ставим свет на уровне глаз / чуть выше объекта – справа и слева. Глубокие тени исключаются.
Схема номер четыре
Один источник. Оборудование: моноблок, зонт, который просвечивается и, наконец, меняем белый фон на черный. Моноблок выводится на уровень головы. В результате должна появиться в снимке глубина и характер.
Другое дело, что одни моделям такой вариант подходит, другим – нет. Попросите ее отойти на некоторое расстояние от задника.
Схема номер пять
Два источника. Моноблок, зонты «на просвет» плюс черный задник. Ставим два источника по левую сторону и по правую, немного по диагонали относительно объекта. Рисующий свет выполняет роль главного, соответственно его мы ставим слева.
Благодаря ему на лице модели вырисовывается треугольник света. Контровой свет ставим в правой часть, с помощью него мы придадим объекту объем, подсветив фигуру и волосы. Можно немного засветить фон, благодаря чему мы получим темно-серый градиент. Поэкспериментируйте с мощностью света и с углом падения его, а также с расположением модели относительно фона.
Схема номер шесть
Два источника плюс черный фон, рассеиватель («чашка», идущая в комплекте к моноблоку). Каждый из источников ставится, соответственно, по диагонали справа и по диагонали слева от объекта.
Рисующий свет (главный) ставится перед моделью, благодаря чему мы получаем равномерное освещение сцены на всем пространстве съемки. Второй, контровой источник, ставится at the back и справа.
Схема номер семь
Исходные данные: пара источников (моноблоки, зонты), белый задник. Ставим свет слева и справа под 90 градусов. Задача световых источников – заполнение. На выходе мы получим красивый светотеневой рисунок в левой и правой части.
Интересно глубокие тени получим в центре лица фотографируемого. Портрет получается выразительным, даже брутальным. Соответственно, это более подходящий вариант для мужчин-моделей. Белый фон получается не чисто белым, а приобретает серые оттенки.
Схема номер восемь. «Голливудский потрет»
Моноблок, рефлектор типа «тарелка», моноблок и «чашка». Здесь работаем с белым фоном. Тарелка ставится спереди, чуть выше линии глаз объекта. На выходе получается «бабочка», то есть интересная тень, падающая от носа модели.
Название схемы оправдывается тем, что в американской киноиндустрии действительно есть традиция делать такие портреты. Чем выше мы ставим рефлекторный свет, те длиннее тень, падающая от носа. Располагаем модель в метре от задника, на него должна падать тень. Кадр характеризуется плотностью.
Схема номер девять
Этот вариант схож с третьей схемой. Моноблоки ставятся точно так же.
Зонты белого цвета и фон того же окраса. Но здесь мы не используем импульсный свет. Здесь будет меньшая мощность света, за счет чего можно получить малую глубину резкости, что для портрета очень здорово.
Последняя схема. Рембрандтовская
Одна из самых распространенных и эффектных схем. Работает на контрасте между темной и светлой часть фотографии, за счет чего и получается такой объем. Названа в честь художника эпохи Возрождения, потому что это был излюбленный его прием игры со светом и тенью. Теперь считается классикой портретной фотографии.
Используется один источник (с чего начали, тем и закончим). Он ставится на расстоянии 1, 5 метров относительно модели, над головой и в 2-х метрах от камеры. Угол падения света равен сорока пяти градусам.
Расстояние от камеры и модели зависит также от характера света, а также от индивидуальных особенностей внешности модели. Используем рисующий свет, отражатель (45 градусов от вспышки), чтобы подсвечивать тени, а также не терять элементы фотографии в тени.
Эпилог
В завершение мы хотим сказать, что главное в нашем деле – это практика, практика и еще раз – практика. И не важно, как эти схемы называются, важно, чтобы для вас это не звучало абстракцией. Пробуйте, экспериментируйте и все у вас получится.
Правильные схемы оформления освещения для фотостудий
Сегодня большой популярностью пользуется студийная фотосъемка. С развитием цифровых технологий любой человек может купить современный фотоаппарат и делать качественные снимки. Вместе с тем, они все равно ни в какое сравнение не пойдут с теми фотографиями, которые можно получить в фотостудии.
Для того чтобы фотосъемка получилась хорошей, необходимо правильно организовать схему искусственного освещения в помещении. Иначе при плохом свете фото могут получиться некачественными. Организовать фотостудию можно практически в любом помещении, в том числе и дома. Как организовать фотосъемку при искусственном свете, а также какие схемы организации световой подачи здесь применимы, расскажет наша статья.
Особенности студии
Фотографии, которые сделаны при искусственном освещении в помещении, будут качественнее, чем те, которые были сделаны на улице. Это связано с преимуществами фотостудии. Здесь можно:
- создать с помощью осветительных приборов оптимальный уровень освещения;
- воссоздать, используя разные схемы для искусственного освещения, любые условия для получения отличного фото;
- для студийного освещения можно использовать дополнительные осветительные приборы с целью оформления определенной композиции.
Обратите внимание! Все эти моменты легко воплощаются в любой комнате дома.
Но для того чтобы сделать качественное освещение в фотостудии, необходимо учитывать ряд нюансов, связанных с расстановкой дополнительных светильников. Если этого не сделать, то при плохом уровне освещения фото будут получаться не такими, как хотелось бы. Особенно это важно в ситуации, когда вы делаете студийную съемку у себя дома.
Освещение студии
Любой фотограф, даже начинающий, знает, как важно для качественной фотосъемки организовать правильное освещение. С помощью света можно подчеркнуть красоту фотографий или, наоборот, окончательно испортить их. Поэтому пери организации искусственного типа подсветки таких помещений следует знать, какие виды освещения здесь применимы.
В фотостудии можно организовать пять видов подсветки, которые различаются по назначению:
- рисующий. Это самый главный вид. Зачастую он располагается под необходимым углом спереди фотографирующегося объекта. Она ставится немного выше головы человека;
- фоновый. Применяется для отделения модели от имеющегося фона. С его помощью создается эффект наличия пространства позади человека;
- заполняющий. Он располагается фронтально или вблизи камеры. Позволяет смягчить светотеневой рисунок, а также делает более глубокими тени. Для создания заполняющего света используют софт-бокс;
- акцентирующий или контровой. Позволяет подчеркнуть определенный участок фотоснимка (силуэт человека, его одежду или прическу и т.д.) Часто используется в рекламной съемке.
- моделирующий. С его помощью на фотографии создаются специальные блики.
Моделирующий и контровой свет
Сочетая разные варианты света, можно создать настоящий фото шедевр.
Дома для фотостудии создается два варианта освещения по «мягкости»:
- жесткое. В помещении с помощью такой подсветки можно сделать глубокие тени, а само фото получится более насыщенным и ярким;
- мягкое. Для такого типа освещения характерно отсутствие ярко выраженных теней. Свет здесь равномерно распределяется по всей поверхности фото.
Эти два варианта подсветки являются основными и обязательными для организации фотостудии, хоть дома, хоть в съемном помещении. Но кроме них для студийного освещения можно использовать и иные варианты подсветки:
- светотеневое. С его помощью выделяют фактуру и форму объектов, которые будут присутствовать на снимке;
Обратите внимание! Стеновая подсветка лучше всего подходит для снимков неодушевленных предметов.
- тональное. Здесь будут отсутствовать грубые тени. Подобный эффект достигается благодаря применению софтбоксов и фотозонтов. Используется для портретной съемки.
С помощью таких вариантов освещения можно с легкостью организовать собственную фотостудию даже у себя дома.
Источники света
Источники света для студии
Для создания нужного вида освещения в фотостудии, организованной дома, нужно использовать специальные источники света. С их помощью будут формироваться необходимые схемы съемки в помещении фотостудии.
По своему характеру действия все они делятся на две главных разновидности:
- импульсивные. Имеют вид краткосрочных вспышек. Применяются только во время фотографирования. Такой источник создает мощный импульс света. Он формируется из двух лампочек: обычной галогеновой и импульсной;
Обратите внимание! При использовании галогенных ламп нужно применять понижающий трансформатор.
- постоянные. Применяется при фотографировании и видеосъемке. Дают постоянный свет, что позволяет оценить будущее изображение до момента начала съемки. Такие приборы используются не все время, так как требуют большого количества электроэнергии.
В качестве источников света можно использовать:
- обычные лампы;
- галогеновые лампочки;
- светодиодные лампы. Это самый экономичный вариант.
Кроме всего этого, чтобы создать студию дома, вам понадобятся дополнительные насадки на фотоаппарат, зонты, октобоксы и софтбоксы (отражатели), цветные шторы, штативы и т.д.
Выставляем свет
Свет в фотостудии, для создания нужного нам светового потока, выставляют определенным образом. Для этого используют специальные схемы. Но многие фотографы считают, что не существует идеальной универсальной схемы, которая бы подошла под большинство позиций.
На сегодняшний день существует огромное разнообразие различных схем. Фотограф, отталкиваясь от выбранной схемы, должен самостоятельно отрегулировать световой поток.
К классическим схемам, которые чаще всего применяются при студийной фотосъемке, можно отнести такие варианты организации:
- «голливудская» схема. Это самая распространенная схема для студий. Она используется в портретной съемке. Организуется очень быстро и просто. С ее помощью можно создавать фотографии без излишеств. Здесь угол между моделью, источником света и фотоаппаратом должен составлять 45 градусов. Для создания светового потока следует использовать светильники импульсного типа. Их размещают сзади фотографа. При этом мощность излучаемого света должна быть меньше рисующего типа освещения. Поэтому она определяется экспериментальным путем;
Обратите внимание! Голливудская схема часто используется начинающими фотографами.
- схема «высокий ключ». Здесь будут отсутствовать грубые тени, а тона получаются светлые и нежные. В этой схеме используют рисующий свет и два осветителя для фона. Их устанавливают выше, чем предыдущий источник, по экспозиции. Осветители следует размещать позади модели, а направлять их нужно только на фон;
Обратите внимание! Из-за нежных тонов такая схема подойдет для фотографирования маленьких детей, семейств и животных. Кроме этого данная схема отлично подходит для съемок обнаженной натуры.
Схема «высокий ключ»
- схема «Низкий ключ». Позволяет создать драматическую атмосферу и придать фотографии таинственности. В данной ситуации следует использовать темный фон. В качестве источника света берут только два светильника и акцентирующий свет, установленный сбоку.
Схем «Низкий ключ»
Эти схемы наиболее часто применяются как профессионалами, так и любителями. На их основе можно создать и другие схемы для искусственного освещения студии.
Оценка правильности экспозиции
Чтобы фотография получилась качественной и красивой, необходимо правильно выстроить экспозицию освещения при использовании разнообразных схем. Для этого следует использовать следующие специальные аппараты:
- экспонометр. Это прибор отображает свойства диафрагмы, а также выдержки при наличии импульсных вспышек. Экспонометр в последнее время используется все реже, так как при переходе на цифровую технику стал неактуальным;
- флэш-метр. Данный прибор отражает соответствие в силе заполняющей и ведущей вспышек. Он работает при использовании импульсного освещения.
Кроме этого может применяться гистограмма яркости. Это график, который отражает яркость с разделением ее на полутона. Благодаря такой гистограмме можно оценить возможности улучшения фотографии.
Заключение
Как видим, при создании схемы освещения для фотостудии в домашних условиях или в съемном помещении, нужно учитывать многие нюансы. Особенно важно здесь не только правильно расставить осветительные приборы, но и обеспечить оптимальный уровень освещенности модели, в зависимости от стоящих перед фотографом требований.
Организовав фотостудию по всем правилам, вы сможете делать в ней шедевральные фотографии, которые будут настоящими произведениями искусства!
10 основных схем расстановки света в студии
Как сделать качественный студийный портрет, используя всего два источника света, белые зонты на просвет, бумажные фоны, портретный отражатель и портретную тарелку.
Прежде всего каждому фотографу необходимо освоить работу с двумя источниками освещения. Потому что как только вы научитесь делать невообразимые вещи с двумя источниками, то освоить три, пять и десять не будет для вас какой-то проблемой. А во-вторых такое количество источников в студии – это стандартный минимум.
Схема 1
Здесь мы используем один источник (моноблок и тарелку) плюс белый фон. В итоге получаем жесткий рисунок света и тени,с четкими переходами между ними. Модель необходимо поставить как можно ближе к фону для того, чтобы источник света, расположенный фронтально, создавал короткую, плотную тень на белом фоне. Высота моноблока может быть разной, все зависит от поставленной задачи. Чем выше моноблок относительно модели, тем длиннее будет тень. В идеале нужна стойка типа “журавль”, это позволит расположить моноблок строго напротив модели и ничего не будет мешать съемке, как это может быть в случае использования обычной стойки.
Схема 2
Здесь мы используем один источник света (моноблок + белый зонт “на просвет”) и черный фон. Такая схема света добавит глубины и выразительности портрету, хотя ее специфика в том, что подойдет она не любой модели. В данном случае модель должна встать на некотором расстоянии от фона. Обычно моноблок располагается на уровне головы модели.
Схема 3
Здесь мы используем два источника освещения (моноблоки и белые зонты) плюс белый фон. Источники должны располагаться по диагонали, как показано на схеме. Основной источник освещения создает мягкий рисующий свет. Дополнительный источник создает заполняющий свет, который устраняет теневые провалы справа, и одновременно добавляет объема портрету.
Нужно попросить модель повернуться к камере в «три четверти». Основной источник света располагаем либо на уровне лица, либо чуть выше. Дополнительный источник установите на уровне плеч, чтоб свет на фоне лучше распределялся.
Схема 4
Здесь используем моноблоки и белые зонты плюс белый фон. Источники света располагаем справа и слева от модели на уровне ее глаз (либо немного выше). При такой схеме глубоких теней на лице вы не добьетесь.
Схема 5
В этой схеме мы используем два источника света (моноблоки + белые зонты “на просвет”) и черный фон. Нужно установить оба источника света слева и справа, по диагонали относительно модели. Главный источник установлен слева от модели, это “рисующий” свет, он образует на правой части лица модели световой треугольник. Второй источник света расположен справа, он создает “контровой” свет, подсвечивая волосы и фигуру модели, добавляет портрету объем. Легкая “засветка” фона изменяет черный цвет на градации темно-серого.
Схема 6
Здесь нами было использовано два источника света (моноблоки + белые зонты “на просвет”) и белый бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа относительно модели, каждый источник светит примерно под углом в 90 градусов (см. схему). В данном случае оба источника “работают” на заполнение, создавая мягкий свето-теневой рисунок слева и справа, при этом по центру лица модели мы получаем зону с глубокими тенями. Такая схема света добавит выразительности портрету, хотя подойдет и не каждому. Белый фон в этом случае приобретает оттенки серого.
Схема 7
В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + один белый зонт “на просвет”) и черный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа, по диагонали относительно модели. Главный источник установлен почти фронтально относительно модели и образует практически равномерную освещенность сцены по всей ее площади. Второй источник света расположен справа и сзади, он создает “контровой” свет, подсвечивая фигуру модели, добавляет жесткости в общем световом ключе, с помощью этого появляется объем. В качестве рассеивателя применяется “чашка”, идущая в комплекте с моноблоком. С ее помощью можно делать очень жесткие свето-теневые переходы, практически без градаций.
Схема 8
Здесь мы используем два источника света (моноблоки + белые зонты “на просвет”) и белый фон. Устанавливаются оба источника позади модели, слева и справа и направляются на белый фон под углом около 45 градусов. Здесь оба источника “работают” на создание мягкого силуэтного портрета. За счет использования белого фона и “заполняющего”, рассеянного света получается легкая засветка модели. Мелкие детали скрываются в тени, однако общие очертания лица вполне узнаваемы.
Схема 9
Используем два источника света (моноблок + рефлектор “тарелка” и моноблок + стандартная чашка) и белый фон. “Тарелку” ставим фронтально, немного выше уровня глаз модели. В итоге получаем так называемую “бабочку” – для этой схемы света характерной особенностью является тень от носа модели в форме бабочки. Эта схема также носит название “голливудский портрет” – многие портреты в киноиндустрии сняты таким образом. Кстати, чем выше будет расположен рефлектор, тем длиннее будет тень от носа. Модель стоит на расстоянии около метра от фона, тень от фигуры падает на фон, тем самым делая кадр более “плотным”. Это совсем не обязательное условие, особенно, если делать съемку лицевого портрета.
Дополнительный источник света распологаем сразу за моделью, на уровне плеч, создавая “контровое” освещение. Так мы получим “прорисовывание” фактуры волос и добавили объема снимку.
Схема 10
Эта схема очень похожа на четвертую, здесь практически такое же расположение моноблоков, также использованы белые зонты и белый фон. Существенным отличием этой схемы от предыдущих является отсутствие импульсного света. За счет гораздо меньшей мощности света можно сделать портрет с максимально короткой глубиной резкости.
Прими участие в новом онлайн-марафоне “Фотолагерь” и стань победителем Супер-Приза!
24 базовых способа установить студийный свет
Эти стандарты должен знать каждый, кто берет в руки камеру. Предлагаем путеводитель по схемам освещения, которые не сделают вас художником, но помогут стать профессионалом
- 12 января 2016
- 73566
Популярное
Илья Демин: «Роль кинооператора сейчас сильно нивелируется»
Как это снято: «Остров проклятых»
15 фильмов 70-го Берлинского кинофестиваля: «ДАУ», Перельман, Косаковский и Сенцов
10 звуковых карт для домашней студии
Творческий тандем: режиссер Мартин Скорсезе и монтажер Тельма Скунмейкер
Инвестиции в студийное освещение окупаются сполна. Хороший свет поднимает качество съемки вашего персонажа, будь это артист или телеведущий, на профессиональный уровень и открывает оператору новые технические, а значит, и творческие возможности. Контроль над интенсивностью, направлением и характером света – вот, что он получает. И еще возможность снижать значения ISO, что повышает качество изображения на носителе, будь это пленка или матрица.
В наших примерах использованы вспышки, но с таким же успехом предлагаемые схемы работают и для приборов постоянного света. Они уместны и в студии, и в павильоне, и в интерьере.
Три момента требуют четкого контроля:
- качество света, которое регулируется софтбоксами, зонтами, насадками, сотами, калькой;
- расположение приборов и угол луча каждого из них по отношению к модели;
- мощность и яркость приборов, что особенно важно, если их несколько, и ваша задача не просто «залить» все светом, но создать образ и настроение.
Наше руководство одним напомнит забытые уроки, других научит базовым вещам, без которых профессиональная работа невозможна.
И вариант с каждой схемой отдельно – не пропустить ни одной детали!
10 схем света для студийной фотосъёмки
Десять схем постановки света со стандартным набором из трёх осветителей Hensel.
Многие фотографы задают вопрос, как ставить свет в студии при съёмке портрета. Понимая, что без примеров учиться очень сложно, мы решили написать статью о фотосъёмке fashion.
Для того чтобы схемы можно было легко повторить в большинстве студий, мы использовали 3 моноблока Hensel 500 Integra.
И самые популярные светоформирующие насадки: октобокс 80 см, серебристый зонт 120 см, портретную тарелку, стандартные рефлекторы, стрипбоксы 60х120 см и 30х180 см (в идеале должны быть одинаковыми, но пришлось работать с тем, что есть).
Помимо этого, мы использовали отражающие панели и чёрные флаги.
Схема 1
В качестве рисующего света использовали осветительный прибор с серебряным зонтом, установленным немного справа от камеры. Два осветителя со стрипбоксами мы поставили по бокам и чуть сзади модели.
Чтобы контровики не влияли на фон, мы установили между фоном и светильниками белые панели. Панели отсекли лишний свет от фона и перенаправили его на модель, сделав контровой свет более объёмным, а сам фон освещался только основным рисующим светом.
Интенсивность освещения фона в этой схеме легко регулировать положением рисующего света. Если поднять светильник с зонтом выше и наклонить его к модели более круто, то основной свет попадает на модель, а на фон — только свет от верхней периферической части октобокса, фон в этом случае становится более тёмным.
Если опустить рисующий ниже и развернуть его более фронтально, то в этом случае на фон будет попадать довольно много света от основного источника, он станет более белым, но на фоне может появиться тень от модели.
Схема 2
Яркие, насыщенного цвета модели одежды прекрасно смотрятся на абсолютно белом фоне.
При максимальном освещении фона существует опасность, что отражённый от фона свет будет настолько мощным, что зальёт всю сцену светом.
Чтобы избежать паразитных засветок от фона, мы использовали стандартные рефлекторы. Между моноблоками и моделью установили белые панели.
В результате боковой свет от фоновых светильников, не попадая на модель, шёл непосредственно на фон, освещая его и отражаясь, делал фон абсолютно белым, без тени от модели, а белые панели выполняли функцию контрового света, отражая падающий от рисующего свет.
Картинка получилась контрастная с прекрасной проработкой деталей одежды.
Схема 3
Очень простая схема. В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.
Модель снималась в полный рост, и для контрового света мы использовали ростовой стрипбокс 30х180 см, который установили слева от модели. Этот стрипбокс удобен для съёмки моделей в полный рост.
В итоге мы получили ярко освещённую модель, выделяющуюся на тёмно-сером фоне.
Схема 4
Схема с одним источником света. Рисующий свет от нашего фаворита — моноблока с октобоксом. По бокам модели две широкие отражающие панели для заполнения светом.
Этого оказалось вполне достаточно для получения интересной фотографии.
Как видите, фон при этом освещён равномерно.
Почему я назвал октобокс фаворитом? Он мне всегда нравился — достаточно мягкий, почти как от зонта, но легко управляемый свет. И в зрачках модели не получается квадратного блика, в отличие от обычного софтбокса.
Схема 5
В данной схеме рисующим стал октобокс, контровой стрипбокс, отделённый от фона отражателем, чтобы он меньше влиял на фон.
Чтобы получить на фоне градиент, мы поставили моноблок с рефлектором и сотами.
Светлое пятно на сером фоне оживило изображение.
При достаточной фантазии цветные фильтры, установленные на фоновом светильнике, добавят изображению желаемый эффект и превратят нежно-серый фон в цветной. Размер пятна легко отрегулировать с помощью установки сотовой решётки различной градусности.
Схема 6
В предыдущем кадре мы получили однородный тёмно-серый фон.
Добавив в кадр уже применяемый нами фоновый светильник со стандартным рефлектором и сотами, мы осветили фон и изменили настроение в кадре.
Этот пример лучше всего показывает, как любая схема может быть изменена и пополнена для достижения конкретной цели.
Схема 7
Фотосъёмка достаточно высокой модели в полный рост потребовала равномерного освещения от верхней до нижней границы кадра. Этого легко добиться, используя в качестве рисующего света осветитель с длинным стрипбоксом.
В качестве контрового света также использовался стрипбокс. По бокам модели установили чёрные светопоглощающие панели. Свет от источников попадал на модель, светопоглощающие панели исключали его бесконтрольное переотражение в кадре.
Схема 8
В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.
Контровой источник со стрипбоксом установили позади модели слева и достаточно высоко, чтобы подсветить причёску.
Для заполнения кадра добавили отражатели справа от модели.
Такая схема постановки позволила нам чуть приглушить освещение фона и обрисовать модель контровым светом.
Схема 9
Зонт достаточно редко используется в студии, зато на выезде он очень популярен за счёт своей компактности и быстрой готовности к работе.
В качестве рисующего света мы использовали источник с серебряным зонтом, который даёт мягкий, обволакивающий свет, которым чрезвычайно трудно управлять.
Свет распространяется от источника сплошной световой волной, освещая практически всё на своём пути. В нашем случае использовался большой параболический зонт, световой пучок от которого всё же был управляем, он расширялся или сужался простым перемещением источника света на оси зонта (ближе к зонту или дальше).
Зонт расположили практически над головой фотографа, чуть правее, и направили его круто вниз.
Схема 10
В качестве рисующего света мы использовали портретную тарелку. Чтобы получить более направленный пучок света, надели сотовую решётку.
По обеим сторонам от модели установили светопоглощающие панели, так называемые французские флаги. Модель в чёрной кожаной куртке, освещённая узким пучком света, получилась на абсолютно чёрном фоне.
Чтобы куртка не сливалась с фоном, мы осветили последний с помощью стандартного рефлектора.
Итоги
Завершая данный обзор, хочу сказать, что хорошие кадры можно сделать как с одним, так и с двумя источниками света, комбинируя их в соответствии с вашей фантазией. Использование же при съёмке трёх источников света практически делает ваши возможности безграничными. Не зря же многие известные компании, и в их числе Hensel, производящие и продающие осветительное оборудование, комплектуют наборы из трёх осветителей и светоформирующих насадок, упакованных в удобный фирменный кофр.